Архитектура благополучия

Архитектура Благополучия: архитектурное проектирование, производство и монтаж фасадного декора в Москве и Московской области

Ландшафтная архитектура: от Греции и Рима, до Японии и России

Ландшафтный дизайн имеет давнюю историю. И в каждом временном промежутке, а также, естественно, в каждой стране отличался собственными традициями и особенностями.

Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя. В то время особое значение придавалось паркам при культовых сооружениях, дворцах, усадьбах знати и т. д. А вот греческие сады устраивали часто в учебных заведениях - для размышления и созерцания природы. Особенностью их ландшафтного виденья можно считать стремление повторить природные контуры композиций, постараться не вмешиваться в природную красоту и ничего не нарушать. Уже в V в. до н. э. в Греции были распространены сады, украшенные колоннадами и скульптурой. Позже при жилых домах стали разбивать небольшие садики, единственным декоративным акцентом в которых являлось дерево, фонтан или отдельно стоящая скульптура.
Римское садово-парковое искусство в гораздо большей степени использовало монументальные и грандиозные конструкции ландшафтной архитектуры в композициях. Римляне как бы старались «подчинить природу». Многочисленные виллы у состоятельных людей включали большое разнообразие ландшафтного дизайна и декоративных работ: фонтаны, каскады воды, разбитые цветники, искусство стрижки деревьев и кустарников, перголы, крытые аллеи, декоративная скульптура, скамьи и многое другое. Широким был и ассортимент сажаемых кустарников, деревьев, цветов.

Вообще, многие приемы создания регулярных садов, парков, работ с землей, растениями и водными конструкциями берут начало именно в античности. И служат основой создания искусственной среды по сегодняшний день.
В средние века регулярные сады и парки арабских стран, Ирана, Средней Азии замыкались со всех сторон высокими стенами. Узкие каналы разделяли территорию на участки, где на прямоугольные или квадратные газоны высаживались контрастные по цвету растения. Создавались также различные по композиции плодовые или цветочные сады.
В странах Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея) практически во все времена господствовали принципы пейзажной композиции. Идея вечной изменяемости природы в японских садах подчёркивалась прихотливыми очертаниями водоёмов и дорожек, а также характером малых архитектурных форм, неразрывно связанных с естественной средой. Вода и камни, песок и мох, яркие цветочные акценты, миниатюрные композиции из карликовых деревьев - неотъемлемые компоненты японских садов.
Первые сведения о русских садах относятся к XII в. (княжеские усадьбы в Киеве и Владимире). В XVII в. в Москве существовали так называемые верховые (или красные) сады, располагавшиеся в верхних этажах зданий и отличавшиеся богатым декоративным убранством (сады Кремлёвского дворца). В это же время примерно появились регулярные сады и парки в загородных усадьбах. Для них была характерна связь с окружающей природой, сочетание декоративных качеств с утилитарными (рыбные пруды, плодовые сады, покосные луга). Традиции садово-паркового искусства XVII в. творчески развивались в петербургских дворцово-парковых ансамблях, им свойственны строгая симметричность композиции с умелым использованием водных поверхностей и рельефа местности. Более динамичны по пространственным решениям парки середины XVIII в. (архитекторы В. В. Растрелли и др.): в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Петергофе (ныне Петродворец), в Кусково и Архангельском. С конца XVIII в. получили распространение принципы пейзажной планировки, лучшие образцы которой - парк в Павловске, пейзажная часть Екатерининского парка в Царском Селе.