Деревянное зодчество.
Горьковская область.
Резной декор, так называемая «глухая резьба» стал неизменным спутником архитектуры крестьянского жилья почти на всем протяжении девятнадцатого века. В сочной резьбе, выполненной с большим вкусом и тонким декоративным чутьем, сказались присущие русскому народу любовь к красочности и нарядности, декоративная изобретательность, художественный такт. В сооружениях народных мастеров приволжских районов Горьковской области мы видим органическое сочетание архитектуры и резного декора. Виртуозное мастерство резчиков позволяло им создавать высокохудожественные произведения декоративного искусства. Мы с полным правом можем рассматривать памятники народной архитектуры как ценнейшие образцы подлинного синтеза архитектуры и резного декора. Объемная, богатая светотенью архитектура бревенчатых домов хорошо гармонирует с глубокой резьбой, выявляющей композиционные и тектонические особенности архитектуры крестьянской избы и обогащающей ее простые формы.
В плане одноэтажный дом клетью представляет собой вытянутый прямоугольник, состоящий из клети зимней избы, прирубленных к ней сеней и еще дальше клети летней избы. В то время как в доме клетью главный фасад, как правило, имеет три окна, в пятистенке – пять окон. Здесь на фасад выходят два помещения, разделенные поперечной стеной: близкая к квадрату зимняя изба с тремя окнами и более узкая горница с двумя окнами. Входы в эти помещения находятся в сенях, где нередко имеется и ряд кладовых.
Конструкции домов отличаются простотой и продуманностью. Сруб рубился, как правило, с остатком. Основанием для него служили большого диаметра бревна, положенные непосредственно на землю или на врытые в землю толстые вертикально поставленные столбы. В более поздних сооружениях нередко встречается фундамент, выложенный из кирпича. Как уже указывалось, в древних сооружениях фронтон рубили из бревен («самцов»), которые вместе со связывающими их слегами служили основной несущей конструкцией крыши. Затем, с появлением стропил, «самцы» стали заменять дощатым заполнением фронтона.
Одноэтажный дом клетью крылся обычно на два ската. Одноэтажный дом-пятистенок, наряду с покрытием на два ската, нередко имеет четырехскатное покрытие, причем для последнего случая характерно наличие мезонина. Двухэтажная клеть и пятистенок имеют аналогичные системы покрытия. Материалом для кровли служили в основном тес, затем солома и дранка, позднее – железо.
В большинстве домов бревенчатый сруб выступает в своем непосредственном виде. Обшивка тесом и обработка выступающих торцов бревен в виде пилястр характерны для более поздних сооружений.
Одним из старейших среди сохранившихся одноэтажных жилых сооружений в народном зодчестве Поволжья являются дом Дорониных в деревне Овчинкино и дом Лоховых в деревне Вашкино Чкаловкского района Горьковской области. Их постройка относится к началу девятнадцатого века. В композиции этих сооружений особенно сильно сказываются художественные традиции старины.
Хотя в доме Дорониных и в доме Лоховых отсутствуют «самцы» и крыша устроена на стропилах, однако народные мастера широко применили здесь архитектурные формы, характерные для сооружений с «самцовыми» фронтонами. По скосу крыши идут украшенные резьбой причелины. Выступы повальных бревен прикрыты силуэтами коней. На фасаде по сторонам большого «красного» окна, подчеркивающего вертикальную ось, которая была особенно ярко выражена в старинных избах с крышами на «самцах», расположены небольшие «волоковые» окна. В доме Лоховых имеются даже такие древние детали, как «курицы» - консоли, сделанные из корневищ, и поддерживаемые ими водотечники, служащие водосточными желобами и опорою для кровельного теса. Единственная деталь, которая появилась в результате замены «самцов» стропильными конструкциями, это лобовая доска, прикрывающая место перехода бревенчатой стены в дощатое заполнение фронтона.
Выдающимся примером одноэтажных жилых домов Поволжья является дом Авакимовых в Городце. Хотя дом Авакимовых построен сравнительно недавно, в 1868 году, однако он сильно разрушен. Исчезли дворовые постройки, от резных ворот остались лишь одна «верея»*. Заново выстроены сени. В неприкосновенности сохранилась лишь зимняя изба. Однако даже в таком виде архитектура дома производит сильное впечатление.
План избы является типичным планом избы клетью. Приближаясь к квадрату размером 5х5 м, он отличается необычайной красотой и продуманностью расположения всех элементов. В нем сказывается народная строительная мудрость, которая на протяжении веков совершенствовала план жилья, доведя его до степени полной законченности.
По левую сторону от входа в избу расположены печь с лежанкой и пространство, ограниченное невысокой перегородкой, называемое «упечь», «стряпушечья», где происходит приготовление пищи. В передней правой части избы стоит стол и тут же рядом, в «красном углу», - божница. Эта часть избы, являющаяся как бы парадной и деловой, особенно хорошо освещена. В затемненном заднем углу поставлена кровать, а выше устроены полати. Вместе с лежанкой они служат местом отдыха крестьянина. В композиции наружных частей дома Авакимовых так же, как и в ранее упомянутых домах Дорониных и Лоховых , сказалось стремление мастера соединить древние традиционные формы архитектуры с новыми композиционными приемами и новыми мотивами резного убранства зданий. В этом доме имеются широкие причелины с полотенцами и фигурными изображениями коней, прикрывающими торцы выступов повальных бревен. Эти выступы, образующие как бы кронштейны для поддерживания мощного навеса кровли, обработаны в своей нижней части обычным в таких случаях мотивом геометрического узора в виде треугольников и ромбов.
Однако в отличие от более ранних построек на главном фасаде применены лишь большие – «красные» окна, а «волоковое» имеется только на боковом.
В этом доме привлекают внимание резные наличники окон и пышное убранство фронтона с замечательным светличным окном, украшенным по бокам резными волютами и сверху богатой орнаментальной композицией из переплетающихся лоз винограда. Такой прием украшения зданий, характерный для сооружений второй половины девятнадцатого века, широко распространен в райноах, расположенных по течению Волги ниже города Горького.
В доме Деманиных в деревне Вязилки Лысковского района Горьковской области особый интерес представляют композиция обрамлений оконных проемов и декоративная обработка ворот дома. Широкая полоса оконных наличников, украшенных силуэтными изображениями сказочных птиц, клюющих виноград, объединена общей подоконной доской. Незаурядное мастерство резчика проявлено не только в самой композиции фигурного наличника, но и в плавном изгибе линий, в сочной пластике декоративной формы.
Во втором этаже размещены большие «красные» окна, создающие более насыщенный ритмический и декоративный ряд, наконец, еще выше идет широкая лента резьбы фриза и богатый резной фронтон, в центре которого разместилось светличное окно. Такой прием постепенного облегчения верхних частей сооружения и одновременного их насыщения их декоративным убранством широко применялся в народном зодчестве приволжских районов Горьковской области.
Резное мастерство дома Зуевых отличается высоким мастерством выполнения. Особенно полно проявилось декоративное мастерство зодчего в резьбе ворот с их мощными вереями и декоративными угловыми вставками, украшенными изображениями львиных фигур. Резьба дома Зуевых свидетельствует о том, что к середине прошлого столетия искусство глухой резьбы достигло полного расцвета и только гибель древних памятников деревянного зодчества не позволяет сейчас глубоко проследить искусство более раннего периода.
Если дом Зуевых является примером двухэтажной клети, то дом Коротковых в деревне Черная, построенный в 1860 году, представляет собой двухэтажный пятистенок. Этот дом является одной из крупнейших построек в народном зодчестве Поволжья. Интересно отметить то внимание, с которым народные мастера относились к размещению сооружения и в связи с этим к его архитектурной композиции. Дом Коротковых стоит на развилке двух дорого при въезде в деревню. В композиции дома мастер учел особенности его расположения и ведущее значение в деревне. Это монументальное сооружение встречает подъезжающих к деревне своим главным фасадом. Здесь дорога расходится. Одна ее ветвь, основная, тянется вдоль оврага, в глубине которого протекает речка Черная, другая, второстепенная, идет параллельно ей через всю деревню.
Мастер разработал архитектуру бокового фасада, выходящего на главную дорогу, с таким же вниманием, как и главный фасад. На этой стороне помещено богатое резное крыльцо, имеются ворота во двор, украшенные, как и ворота главного фасада, растительным орнаментом. Баня играет в композиции бокового фасада ту же уравновешивающую роль, что и кладовая со стороны главного фасада. Основной же объем двора, выходящий на второстепенную улицу, пешен просто, в виде сплошной стены без применения декоративных порезок.
Немногочисленность композиционных и конструктивных приемов, применявшихся строителями крестьянских жилых домов, была следствием долгого, производившегося поколениями мастеров отбора лучших приемов, которые стали общепринятыми и повторялись, постепенно совершенствуясь и видоизменяясь, в течение десятилетий. Это делает понятным, почему такие дома обладают исключительной продуманностью и законченностью не только в отношении их практической целесообразности, но и в отношении композиционной обоснованности, которою проникнуты и расположение дома и двора, и размещение окон и ворот, и пропорции целого и частей. В частности, нельзя не отметить, того значения для цельности, масштабности и образной выразительности зданий, которое имеют сочетания «красных» и « волоковых» окон в более старых избах, размещение наибольшего количества окон во вторых этажах двухэтажных изб при более массивном подклете и ассиметричное расположение входа и въезда во двор, подчиняющее его фасаду дома. Нельзя не отметить и того, что изменения, происшедшие в течение девятнадцатого века в архитектуре народного жилища Горьковской области, - изменение конструкции крыши и увеличение количества «красных» окон – не только были шагом вперед в техническом и функциональном отношении, но и сделали фасады новых изб более живописными и непринужденными, особенно в пятистенных избах с их ассиметричными группами окон.
Народные мастера, создавая внешнюю архитектуру дома, не оставляли без внимания и его внутреннее убранство. Дом Коротковых является ярким примером такого единства архитектуры внешнего объема сооружения и его внутренних помещений. Монументальному характеру сооружения вполне отвечают крупные формы архитектуры интерьера и добротная мебель, украшенная рельефной резьбой.
Выше указывалось, что мастер применял такую выразительную архитектурную форму, как резная колонка, не только в композиции наружной архитектуры (крыльцо), но и в композициях дворовых сооружений, где имеется обходная галерея, и в архитектуре интерьера – в частности в перегородке, отделяющей место приготовления пищи от остального помещения.
Иной характер имеют обрамления входов в чуланы на втором этаже дома. Здесь применены широкие пилястры с крупными капителями, которые поддерживают небольшие украшенные порезками фронтоны.
Большой интерес представляет мебель в доме Коротковых. Две резных кровати, монументальная скамья с очень простым и в тоже время выразительным рисунком спинки из перекрещивающихся брусков, наконец, шкаф и резная божница дают полное представление о высоком искусстве народных мастеров и в отношении мебели.
Кровать на втором этаже дома Коротковых значительно параднее. В то время как первая в какой то степени кажется низкой и узкой, эта – короче, шире и выше. Все мотивы декора, как растительные, так и геометрические, выполнены в высоком, сочном рельефе и вполне отвечают общему монументальному характеру кровати.
Скамья, в отличие от кровати, почти совсем лишена растительного орнамента, если не считать условной резьбы по бокам спинки. Однако она подкупает своими простыми и мощными формами. Композиция скамьи ассиметрична. Мастер в данном случае трактовал художественную форму в зависимости от особых условий местоположения скамьи. Она располагается вдоль внутренней стенки дома и одним своим концом упирается в угол, где стоит божница. Мастер заканчивает спинку скамьи, не доходя до угла и освобождая, таким образом, место для установки божницы. В результате все элементы свободно размещаются в пространстве, не мешая друг другу и увязываясь в единую композицию.
Вполне отвечает характеру всей мебели в доме Коротковых шкаф, находящийся во втором этаже. Он имеет довольно большие размеры: его высота достигает 2,5 м. здесь применен прием контраста между простой, лишенной украшений поверхностью шкафа и его пышным декоративным венчанием. Две мощные орнаментированные волюты образуют живописный силуэт. Плоскость, заключенная между этими волютами и карнизом шкафа, так же покрыта сочной резьбой, построение которой полностью подчинено характеру основного силуэта.
Божница представляет собой в декоративном отношении самый богатый элемент убранства интерьера избы. Она занимает видный «красный угол» дома против входа. Вся божница почти сплошь покрыта разнообразным тщательно выполненным резным орнаментом. Только стволы колонок, поддерживающих фриз и фронтон божницы, да торцовая доска выдвижного ящика не имеют резьбы и служат как бы спокойным фоном для орнаментального убора.
Более того, декоративная резьба способствует усилению впечатления живописности и уюта, производимого крестьянскими жилыми домами Поволжья. Это впечатление во многом зависит от резных украшений и от контраста между ними и монументальностью рубленых стен.
Хозяйственные постройки приволжских районов представляют не только этнографический, но и художественный интерес. Талантливые зодчие, строившие замечательные жилые дома, с большой ответственностью и художественным тактом подходили и к возведению служебных построек. Среди хозяйственных сооружений народного зодчества встречаются разнообразные типы амбаров, бань, мельниц, колодцев, кузниц. Некоторые из этих сооружений могут быть с полным основанием отнесены к законченным художественным произведениям и войти в историю русской архитектуры как выдающиеся памятники народного зодчества. Среди построек хозяйственного назначения наибольший интерес представляют мельницы. В этих сооружениях народная мудрость и художественное чутье слились воедино, породив смелые, практичные и в то же время глубоко своеобразные композиции.
Сказочное впечатление оставляют ветряные мельницы на «кострах». «Костер» - это рубленая подставка в виде усеченной пирамиды. На верхней площадке его закрепляется вертикальная ось из толстого бревна, на которой вращают мельницу при установке крыльев на ветру. В плане такие мельницы представляют собой квадрат. Покрываются они на два ската. Ось, на которую навешивают крылья, обычно бывает на уровне основания фронтона. Поворачивается мельница при помощи длинных жердей, связанных у основания в один узел. Иногда «костер» бывает довольно высоким, и верхняя часть мельницы выглядит компактным сооружением, напоминающим амбар. В других случаях «костер» бывает значительно ниже, но зато самый объем мельницы увеличивается. Мельница в деревне Чертиха относится к первому типу. Зодчий в данном случае проявил большую заботу не только о выразительности силуэта сооружения и его пропорциях, но и его декоративной обработке. Создав большой выступ торцевой части сруба, он опирает его на резные столбики галереи. На эту галерею ведет приставная лестница. В результате получилась богатая светотенью, живая и очень выразительная композиция, которая, удачно разрешив функциональные задачи, обладает в тоже время достоинствами подлинно художественного произведения.
Не менее выразительны мельницы шатрового типа, у этих мельниц высокое основание в виде усеченной пирамиды в верхней части переходит во вращающийся шатер. Имеется много вариантов оснований шатровых мельниц. В одних случаях в основании лежит сруб восьмиугольный в плане, в других – квадратный и прямоугольный. Встречаются и сочетания различных объемов.
Повторяющиеся формы амбаров с громадными выступами в бревенчатом срубе, создающими навес перед входом, отличаются живописностью, простотой и целесообразностью. В плане амбары представляют собой клеть, внутри которой все приспособлено для хозяйских нужд. На полу вдоль стен устраиваются закрома – ящики для хранения зерна. Они располагаются против входа. Тут же находятся и сундуки с утварью, а более ценные вещи хранятся наверху. Чаще всего амбары ставят на землю, но иногда, особенно в местах, отличающихся сыростью, на столбы, которые слегка поднимают амбар над землей. В нижней части перед входом имеется площадка, покоящаяся на выступах бревен, лежащих в основании. Конструкции амбаров позволяют легко переносить их с места на место.
В настоящее время амбары дают наиболее полное представление о конструкции кровли на «самцах» и «слегах». Время и новейшие влияния не отразились на приемах строительства амбаров, и даже в двадцатом веке их продолжали строить дедовскими приемами. Здесь сохранились такие характерные для древнейших построек элементы, как «самцы» и «слеги», являющие основной несущей конструкцией крыши.
Интересна архитектурная композиция амбаров, в которой органично сочетаются функциональная и художественные стороны. Полуэтаж, поддерживаемый выносом бревен стен амбаров или рядом столбов, не только создает дополнительную площадь для хранения ценных предметов и вещей и является естественным прикрытием от дождя и снега, но в то же время представляет собой в высшей степени выразительную архитектурную форму, придающую амбарам особое своеобразие.
Средствами архитектурной композиции народные мастера в сооружениях одного и того же типа добиваются удивительного разнообразия. Это же умение простыми средствами придать сооружению яркую индивидуальность можно увидеть и на всех других типах служебных построек – банях, колодцах, кузницах и т.д. широко распространенных в народном зодчестве Поволжья.
Автор текста: Николай Адамович Ковальчук (под редакцией Д.П.Сухова и П.Н. Максимова)
Издание Академии Архитектуры СССР
Институт истории и теории архитектуры
Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре
Москва 1955 г.
Есть идеи? Мы реализуем!
Напишите нам и мы поможем с самыми дерзкими идеями