При всем огромном многообразии приёмов садово-паркового искусства их можно свести к двум основным принципам и видам: регулярному (геометрическому) и пейзажному (живописному, имитирующему естественный ландшафт).
Композиционные соотношения, являющиеся характерными чертами регулярного (французского) парка, были заложены и разработаны такими известными архитекторами, как Виньола, Лигорио, Ленотр. Вообще, рационалистические принципы, господствовавшие в искусстве абсолютистской Франции XVII в., оказали свое влияние и на ландшафтный дизайн того времени, что воплотились в строго геометрической планировке регулярных парков. Они разбивались на плоской местности или пологом склоне. Главное место в ансамбле занимал дворец или замок, от которого тремя радиальными лучами расходились аллеи, открывавшие обширные видовые перспективы. Перед главным зданием располагались партеры, водоёмы или каналы с неподвижной гладью воды (водяные зеркала), акценты вносила многочисленная скульптура. Такой вид садово-паркового искусства преобладал в Европе в течение всего XVII века и захватил часть XVIII-го.
Всё же со временем во «французских» парках стали появляться легкие отклонения от строгих законов геометрии. Изящные кружевные партеры с их завитками и обратными кривыми стали заменять на газонные партеры, обрамленные цветочными посадками, которые было намного легче обслуживать. Круги стали овалами, а аллеи расходились наружу в форме знака Х и стали появляться фигуры в виде неправильного восьмиугольника. Сады стали устраивать на участках земли с естественным ландшафтом, вместо того чтобы выравнивать поверхность, формируя искусственные террасы.
А уже в середине XVIII в. в Европе возникли свободно распланированные пейзажные (английские) парки, в развитии которых важную роль сыграли философские идеи Просвещения, а также искусство Китая. Первоначально такие парки были созданы в Великобритании (архитектор Бриджмен и др.), затем во Франции (архитектор Жирарден) и других странах Европы.
Основу композиции пейзажных парков составляли мотивы естественной природы; партеры перемежались лужайками, искусственные бассейны и каналы - озёрами и речками, строгие посадки - свободно сгруппированными деревьями, прямые аллеи и дорожки - прихотливыми тропинками. В парках изобиловали "романтические" руины, а также постройки, имитировавшие сельское жилище.
При этом, несмотря на видимое «соперничество» английских и французских парков, до сих пор они просто не могут обойтись без взаимного влияния друг на друга. Еще два-три века назад, например, во многих французских имениях сады, непосредственно примыкающие к жилому дом, старались сохранять в традиционном регулярном стиле, зато остальную часть парка устраивали в соответствии с новым, английским стилем. В целом же считается, что источником вдохновения английского парка служила уже не архитектура, а живопись, литература и философия.
Впрочем, какой из этих ландшафтных архитектурных стилей лучше, видимо, не могли определить и века назад, и не менее трудно это сделать сейчас. Взаимное причудливое переплетение этих двух стилей, возможно, наиболее наглядно вырисовывается в связи с именем Александра Сергеевича Пушкина. Дело в том, что парк в Михайловском, родовом поместье Пушкина, был разбит в 1780-е г.г. дедом поэта О.А. Ганибалом во французском регулярном стиле. А всего в семи километрах от него, в Тригорском находится имение друзей А.С. Пушкина, Осиповых-Вульф - место, ставшее для него вторым домом и источником вдохновения для многих великолепных строк. Так вот Тригорский парк - памятник садово-паркового искусства как раз английского стиля. Планировка этого пейзажного парка исключительно тщательно и продуманно увязана с холмистой местностью и двумя глубокими оврагами на территории усадьбы, с живописной долиной реки Сороти. И Пушкин, как известно, с одинаковым трепетом и любовью относился и к Михайловскому, и Тригорскому паркам.