Леду
Разрушая старый барочный ансамбль, Леду изолирует каждый отдельный дом, наделяет его значением самостоятельной архитектурной единицы: этим он стремится преодолеть барочную связанность отдельных объемов, соподчиненность отдельных домов более обширному архитектурному целому — ансамблю поместья или дворцового комплекса. Леду стремится разрубить этот «барочный узел», выделяя и отграничивая каждый единичный объем, разрывая его связи с другими объемами, с другими домами.
Разрушение барочного ансамбля, разрыв «барочного узла» составлял лишь негативную сторону задачи. За эмансипацией отдельного здания от ансамбля старого типа должна была последовать разработка новых ансамблевых связей. Старый барочный ансамбль обусловлен был миром феодального поместья или дворцово-паркового комплекса; новый ансамбль определял жизнь буржуазного города.
Обращаясь к классике, Леду берет из нее то, что можно назвать «принципом всефасадности». Здание должно воздействовать на окружающее открытое пространство, оно должно явиться опорной точкой в этом пространстве и перекликаться в нем с другими точками, с другими зданиями. В городе оно должно завершать собой «силовые линии» этого пространства, то есть прямые перспективы улиц-магистралей. Из этих начал складывается новое понимание ансамбля, приноровленного уже не к условиям феодального поместья, а к комплексу большого города.
В ансамбле города здание должно играть роль архитектурного ориентира, обращенного по возможности на все четыре стороны. Таким приемом Леду предвосхищает опасность улицы-коридора, где здания живут только одной фасадной плоскостью. Здание, наделенное несколькими «лицевыми» фасадами, получает гораздо большие возможности воздействия, чем здание с одним лицевым фасадом: не плоскость, а объем —таково основное архитектурное качество, которое должно быть присуще каждому зданию, входящему в состав ансамбля.
Одно из центральных сооружений города Шо — храм — представляет собою в плане фигуру греческого креста, вписанного в квадрат, а в греческий крест, в свою очередь, вписан круг, соответственно которому здание увенчивается сферическим куполом. Все четыре конца греческого креста снабжены одинаковыми портиками: здание, таким образом, смотрит своими фасадами на все четыре стороны и является центральной архитектурной точкой городского ансамбля. Но это сооружение культового порядка облечено, в общем, в традиционные формы, хотя и здесь архитектор не мог отказать себе в том, чтобы отграничить здание снаружи невысокой стенкой, соединяющей все четыре портика и как бы подчеркивающей основной прямоугольный объем всего сооружения.
Более характерны другие общественные здания города Шо. В «Доме добродетелей» сочетаются основные черты «стиля Леду»: здание это «всефасадно», в основе своей имеет элементарную форму куба, причем эта форма мотивируется архитектором не только своими эстетическими качествами и не только общей тенденцией к простейшему и экономному, но и символическим содержанием (куб — символ постоянства, поясняет Леду в «Architecture Consideree»). Абстрактная геометризованная форма лишь отчасти смягчается в своей отвлеченности при помощи барельефного фриза. Резкие грани, резкие контуры, делящие весь объем на отдельные куски, лишь подчеркивают основную тенденцию архитектора — его стремление к геометрически простейшим формам, в которых он видит наивысшую силу выразительности, какая вообще может быть доступна архитектуре.
В устах Винкельмана и других основоположников классицизма понятие простоты предполагало целую систему композиционных приемов: применение принципа равновесия масс, строгой симметрии, классических пропорций. В творчестве Леду простота формы сама становится совершенно определенным архитектурным качеством. Производится как бы разработка приемов, реализующих это качество. Понятие простоты приобретает у Леду боевой характер антитезы всему миру барокко, всему миру рококо, нарочито усложнявших каждую архитектурную идею, каждую архитектурную форму и строивших свою эстетику именно на этих преднамеренных усложнениях.
Французский классицизм придает первостепенное значение этому требованию. Устами Леду, а также Дюрана, Ложье и других архитектурная теория XVIII века провозглашает принцип экономии, в котором сопрягаются чисто практические, утилитарные задачи буржуазной архитектуры со всем кругом эстетических представлений, опирающихся на начала «разумности», «естественности», «простоты». «Только в существенных элементах здания скрыта его красота, — говорит Ложье, — в частях, вызванных потребностью, заключается архитектурная ценность, в частях, присоединенных по произволу, — все пороки». Дюран прямо объявляет «экономию» и «общественную и частную полезность» основными началами всякой архитектуры. Наконец, Леду, размышляя о художественных возможностях новой архитектуры, приходит к выводу, что эти возможности не в декоративной стороне дела, не в орнаменте, не в живописной трактовке плоскости, а только в «игре масс», ибо «игра масс — это единственный эффект, который можно извлечь из плана, основанного на строгой экономии». Таким образом, принцип архитектурной экономии выступает здесь как один из основных постулатов архитектурного творчества, притом постулат, имеющий совершенно определенное художественное выражение.
В свете этих новых идеалов приобретает особую выразительность типичное для Леду стремление к предельно четкому показу архитектурных граней, контуров, линий. Здесь перед нами опять-таки не какой-то изолированный формальный прием или же эстетический принцип, но органическая и необходимая часть архитектурной концепции. Эта концепция всеми своими разнообразными и противоречивыми положениями связана с основной задачей — созданием изолированного объема индивидуального дома, не зависящего от барочного ансамбля. Вырвать из этого ансамбля отдельное здание, придать ему самостоятельное значение, дать свободу архитектурному индивидуализму, выделить индивидуализированный буржуазный дом из контекста феодального ансамбля, ансамбля барокко, —вот к чему стремится новаторская мысль Леду.
Для того чтобы осуществить эту высокую общественно-моральную миссию, архитектура должна быть ярко выразительной или, как формулирует сам Леду, она должна быть «говорящей» («architecture parlante»). Языком этой «говорящей архитектуры» призвана, по мнению Леду, служить символическая форма. Именно символика, облеченная в простейшие, элементарные архитектурные формы, может наделить живой речью немой камень построек. С присущей ему категоричностью Леду провозглашает универсальную обязательность этого принципа символической формы: «Если художники хотят следовать символической системе... то в их произведениях не должно быть ни одного камня, который не говорил бы глазам прохожих».
Леду не только теоретически развивает эту мысль об архитектурной символике, но создает целый ряд проектов, в которых на практике запечатлены искания «говорящей архитектуры». Рассматривая образцы «символической формы» в проектах Леду, мы видим, что эти искания приводят его сплошь и рядом к построениям, уже ничего общего не имеющим с классической основой его творчества. Перед нами своеобразнейшее сочетание условного языка символов с сугубо практическим устремлением к «экономному» плану и со строго продуманным и осмысленным культивированием простейших объемов, служащих, в свою очередь, для наиболее четкого выявления принципа изолированного, единичного дома. В этом сочетании — весь Леду.
Символика Леду не всегда так проста и элементарна, не всегда так доступна «глазу прохожих», как он хотел это представить в приведенных выше словах. Правда, его символика оперирует преимущественно простейшими геометрическими формами и телами, но символический смысл отдельных форм сплошь и рядом оказывается сугубо условным, зашифрованным. Очень ясна и выразительна форма, в которую архитектор облекает свой проект моста для реки Лю около города Шо (конструкция моста, покоящаяся на трех кораблях); не менее ясно читается образ в «Доме директора источников» (идея простейшей первичной формы цилиндра сочетается с символическим показом подчинения сил природы человеку, в виде потока воды, пропущенного сквозь здание). Но в других проектах язык символов оказывается гораздо более темным. Иногда Леду сам комментирует и объясняет эту условную символику (например, выбор кубической формы для «Дома добродетели» он объясняет тем, что куб — это «символ постоянства»), но ключ ц, целому ряду условных форм, фигурирующих в его проектах (обычно в виде простейших геометрических элементов — шаров, кубов, пирамид, треугольников), приходится искать в символических шифрах масонства; близость к последнему составляет весьма существенную, но еще вовсе не обследованную сторону биографии мастера.
Характерно, что объект, целиком выросший из отмиравшего института старого режима, получил в архитектурной разработке Леду совершенно иное значение. Леду наделил поставленное перед ним задание глубоким архитектурным содержанием. Тему таможенных застав он воспринял как тему архитектурных подступов к великому городу, как создание своего рода пропилеев Парижа. Эти пропилеи, эти ворота столицы, должны были, по мысли Леду, дать представление об архитектурном лице самого города, служить преддверием к ансамблю столицы. Проекты парижских застав можно разбить на четыре основные группы сообразно основным типам архитектурных решений.
Первый, простейший тип заставы — это строгая ротонда, то есть здание, имеющее в плане круг и соответственно этому решенное в виде цилиндра. Характерный образец —ротонда Монсо. Каждая из застав трактуется как опорная точка для окружающего пространства. Поэтому всюду соблюден принцип всефасадности, и форма ротонды —лишь наиболее простое выражение этого принципа.
Второй тип несколько более усложнен: это тоже здание с центрическим планом, но представляющее собой сочетание круга с вписанным в него греческим крестом, или греческого креста с вписанным в него кругом, или же восьмиугольника с кругом и т.д.; и здесь мы также имеем четыре одинаковых фасада. Образчиками этого типа являются застава Де-ла-Вийетт, бюро в Пикнюсе, Иври и Де-ла-Рапэ.
Вариант этого второго типа — здание, имеющее в плане треугольник и обладающее, таким образом, тремя одинаковыми фасадами, то есть опять-таки сохраняющее тот же основной принцип (застава Сен-Луи).
Третий тип заставы отклоняется от этого принципа: здесь мы имеем прямоугольный план, причем здание приобретает два главных фасада и два второстепенных; здания этого типа представляют собой вариации на тему античного храма — периптерального или перистильного; примеры: застава Ла-Гласьер (перистили по двум сторонам), застава Де-Ра (периптер).
Наиболее часто Леду прибегал к четвертому типу заставы, в виде двух зданий с проездом посередине, как, например, в заставе Мениль-Монтан. В одних случаях перед нами здесь два отдельных здания, разъединенных и соединенных аркой или колоннадой, в других — одно здание, в центре которого сделан проезд под широким фронтоном или под сводом.
Проектируя и воздвигая весь этот «парижский пояс», Леду рассматривал отдельные заставы как архитектурные точки для построения самостоятельных ансамблей. С этой целью он придает всем заставам характер «всефасадных» зданий с широким радиусом действия вокруг.
Несмотря на это, архитектурное значение застав бесспорно. Эти небольшие павильонного типа постройки несут в себе черты, существенные для архитектурной разработки ансамбля большого города. Леду утверждает в качестве основных начал этого ансамбля принцип архитектурного ориентира, не связанного непосредственно с другими элементами ансамбля, но воздействующего на значительное пространство вокруг себя. Намечая принцип «всефасадности», Леду как бы предугадывал с острой прозорливостью ту опасность, которая грозила архитектурному ансамблю города после того, как перестала жить ансамблевая система барокко: опасность растворения ансамбля в однообразных рядах отдельных домов, в монотонных улицах-коридорах большого города.
Две большие ансамблевые работы Леду —город Шо и заставы Парижа — до конца вскрывают не только противоречия индивидуальной художественной манеры мастера, но и внутреннюю противоречивость той новой архитектуры, у истоков которой находилось его творчество.
Ансамбль города Шо наполнен отвлеченным, абстрактным содержанием, теми общими категориями, которыми оперировало буржуазное мышление XVIII века, стремившееся при помощи этих отвлеченных «всечеловеческих» понятий скрыть ограниченность своих подлинных идеалов, придать частным интересам реального буржуа облик «всеобщих» идей отвлеченного граисданина. Потому-то идеальный город Леду представляет собой только архитектурную проекцию этой нереальной гармонии, и в архитектуре города Шо в равной мере характерны предельная абстракция формы (отвлеченный геометризм, акцентировка гладкой плоскости и сухой прямой линии), абстрактная символика, зиждущаяся на условном смысле всех этих «чистых» стереометрических объемов, и такая же абстракция содержания (все эти «Панератеоны», «Дома добродетели», «братства», «воспитания», Храмы дружбы и т.д.).
Другой ансамбль, созданный Леду, — заставы Парижа, — ансамбль более реальный, более земной, демонстрирует, однако, глубокий внутренний разрыв между гениально задуманной новой формой, предвосхищавшей новый тип и новую роль ансамблевых начал в архитектуре, и старым содержанием, обрекшим эти сооружения на неизбежную отчужденность от реального города и его роста и потому — на преждевременную гибель.
Трагедия Леду — это трагедия всего представляемого им движения к новому стилю, трагедия неродившейся гармонии. Бесспорны глубокие новаторские черты его творчества, его упорного стремления к выразительной простоте и идейной содержательности архитектурного образа. Трагедия личной судьбы архитектора не уменьшает значения всего своеобразного наследства Леду, этой последней монументальной фигуры европейского зодчества.
Пафос этого творчества — в анализе, в разъединении и расчленении старой формы и в тщетных исканиях нового единства.
Явилось ли при всем этом творчество Леду только каким-то немного странным эпизодом в истории архитектуры XVIII столетия, — эпизодом, отражавшим «смятение умов» и крушение прежних эстетических устоев накануне Французской революции? Представляют ли собой его произведения, выстроенные и оставшиеся в проектах, лишь некий архитектурный гротеск, причуду своевольного мастера, заразившегося духом утопии и стремлением ко всеобщей переоценке привычных ценностей? Было бы исторически неверно именно так трактовать и оценивать наследство Леду, выдвигая на первый план его утопические построения и его формальные крайности. С прямолинейной последовательностью этот художник и строитель расправлялся с эстетикой своего века, с теми представлениями о красоте, которые были так прочно узаконены искусством рококо. В этой борьбе он шел дальше и был менее склонен к компромиссам, нежели его современники-«классики», даже те из них, которые сделались активными участниками буржуазной революции и проводниками ее художественной политики.
Однако творческая мысль и дело автора парижских застав не исчерпывается только этим негативным влиянием. Его архитектурные абстракции, полуутопические проекты и практические неудачи не могут преуменьшить того большого воздействия, какое он оказал на формирование стиля. Простейшие формы, которые так почитал Леду, — эти гладкие стенные плоскости, правильные объемы, прямоугольные планы, эти четкие сухие линии и профили, обдуманная скупость орнаментики и строгое разграничение собственно архитектурной формы и формы пластической, скульптурной — все эти черты сделались характерными признаками последней фазы классицизма, так называемого «стиля империи». Правда, во французском ампире новаторские идеи и приемы Леду были развиты довольно поверхностно: мастера наполеоновского времени отдавали лучшие свои усилия компиляциям из римских, помпейс-ких и египетских мотивов да вариантам на античные «триумфальные» темы. В менее крупных, преимущественно жилых постройках и проектах «ампира» идеи Леду сказались с большей отчетливостью. Но, конечно, самой примечательной особенностью исторической судьбы Леду является то глубокое понимание его идей, которое проявлено было мастерами далекой России, и прежде всего самым большим зодчим «русского ампира» — Захаровым.
Есть идеи? Мы реализуем!
Напишите нам и мы поможем с самыми дерзкими идеями