Никольский Собор
Перейдя через Волхов по пешеходному мосту, на месте которого в древности был деревянный Великий мост, мы попадаем на Торговую сторону. Поселения здесь существовали в глубокой древности, и мощный культурный слой Славенского холма восходит к эпохе не позднее X века.
Административным и духовным центром этой части города было Ярославово дворище, где, по преданию, находился дворец Ярослава Мудрого. Вокруг Дворища располагался городской Торг, рядами спускавшийся к Волхову. Впоследствии князья оставили это шумное место. Но, предпочитая жить в загородной резиденции на Городище, по преданию основанной князем Рюриком, они продолжали вести на территории Дворища интенсивное храмовое строительство.
В 1113 году князь Мстислав Владимирович заложил здесь Никольский собор. Размером, высотой, величием он «спорил» с Софийским собором, как будто противопоставляя княжескую власть духовному престолу. Летопись и предание называют две причины возведения храма. Согласно летописному известию, незадолго до начала строительства собора Мстислав одолел «чудь на Бору», и, возможно, военная победа побудила князя к созданию памятного сооружения. Предание связывает возведение собора с исцелением князя от круглой иконы Николы, обретенной у истока Волхова. Она стала храмовым образом в Никольском соборе и почиталась как чудотворная. Это единственная из сохранившихся до наших дней русская круглая икона, хотя известно, что в древности существовали и другие, подобные ей произведения. Гипотеза о том, что древняя чудотворная икона была увезена в Москву Иваном III и сгорела во время пожара, несостоятельна. Доказательством древности иконы из Никольского собора служат сохранившиеся и материальные данные доски, и обрамление более широкого первоначального нимба, и открытый недавно фрагмент благословляющей руки святителя.
Недавняя реставрация вернула Никольскому собору первоначальный вид. Восстановлены четыре боковых купола, раскрыты заложенные окна, частично снят наплывший культурный слой, и пятиглавый собор вновь обрел свой величавый облик.
Подобная композиция могла появиться по воле заказчика, испытавшего жизненные невзгоды, повинного в грехах и глубоко раскаявшегося. Даже фигура воскресшего Лазаря в алтаре (еще одно недавнее открытие реставраторов) с его мертвенно-бледным, тронутым тлением ликом, усиливает трагическое настроение росписи.
Если обратиться к истории, то 1117-1136 годы, когда новгородский престол принял князь Всеволод и когда, вероятно, была создана роспись нар-текса, полны тревожных знамений и трудных испытаний. Началось с удара грома в Софийском соборе, а вскоре случилось «знамение в луне»; затем великий князь Мстислав призвал в Киев «к честному кресту» новгородских бояр. Немногие из них были отпущены домой, а другие, грабившие своих сограждан, остались в заточении. Поход Всеволода на Емь закончился лютым голодом в войске. Последовавшее затмение солнца предвозвестило великую летнюю бурю, во время которой падали дома и в Волхове тонули стада скотины; а через два года густая метель, великая вода в Волхове, лежавший до Яковлева дня снег и мороз побили осенью яровые и озимые. И снова голод поразил город, люди ели кору березовую, по улицам лежали трупы, и мать с отцом отдавали детей «по чужим землям». Последним испытанием стала битва на Ждане горе в 1134 году. Тогда погибло много знатных людей, убили храброго посадника Иванка и заказчика софийского кратира Петрилу Микульчича. Беды и неудачи преследовали князя, его судьба и в самом деле, кажется, была подобна судьбе многострадального Иова.
Особенно активное храмовое строительство на Ярославовом дворище и на Торгу купцы вели в XVI столетии. Инициатива на этот раз принадлежала богатой семье гостей (привилегированных купцов) Сырковых, переселенных в конце XV века из Москвы. Очевидно там, где когда-то стоял княжеский терем, они основали свой двор. В 1510 году родоначальник Сырковых Иван и его сыновья Афанасий и Дмитрий возвели церковь Жен Мироносиц на месте обветшавшего храма. Три высоких апсиды, простые, разделенные пилястрами стены напоминали новгородские соборы XII века. Но ярусная конструкция, конусообразный барабан с низко опущенными окнами, деревянные палаточные покрытия закомар, металлические связи, чистая кирпичная кладка решительно удаляли храм от древних традиций. Церковь, кроме своего прямого богослужебного назначения, приобретала функции хозяйственного здания с приспособленными для хранения товаров помещениями в нижних этажах. Она стала памятником своего времени, положив начало городскому строительству в XVI веке.
Настало время, когда после проведенных великим князем Иваном III кардинальных реформ в хозяйстве, внешней торговле, политике и духовной жизни город вступил в эпоху экономического и культурного подъема. На Ярославовом дворище энергично обновляются старые храмы. Был перестроен купол собора Иоанна Предтечи, переделана церковь Успения Богородицы, разделенная теперь на два этажа и получившая иное декоративное оформление, отремонтирована обветшавшая церковь Параскевы, в Никольском соборе устроен придел Варлаама Хутынского.
Но главным памятником этого возрождения на Ярославовом дворище стала церковь Мученика Прокопия, построенная в 1529 году Дмитрием Сырковым рядом с отцовским храмом Жен Мироносиц. Пропорциональное соотношение опорных частей с горизонталями этажных ярусов, характер сводчатых перекрытий и аркатуры внешнего декора демонстрируют кредо мастера, усвоившего опыт новгородских и московских строителей и создавшего универсальный образ храма, в котором выразился творческий поиск и опыт целой эпохи.
Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер
Элиса Алексеевна Гордиенко
Издание издательства «Северный паломник»
Есть идеи? Мы реализуем!
Напишите нам и мы поможем с самыми дерзкими идеями