Пергамский алтарь
Когда в 70-х годах прошлого столетия немецкий археолог Карл Гуман впервые поведал миру о найденных им при раскопках Пергама, в Малой Азии, фрагментах колоссального скульптурного фриза Зевсова алтаря, человечество оказалось обогащенным одним из самых замечательных произведений искусства, созданных античностью. Среди памятников древнегреческой скульптуры Пергамский фриз выделяется и своими масштабами, и совершенно исключительным богатством изображений. С беспримерной силой запечатлена здесь грандиозная эпопея борьбы, одна из тех мифологических тем, в которых воплотилось представление античного человека об извечном противоборстве двух начал в мире, в жизни, в самом человеке.
При этом тема борьбы представлена в гигантском фризе Пергамс-кого алтаря не как аллегорический поединок добра со злом, неба с преисподней, а как битва целых воинств, битва не на жизнь, а на смерть, ведущаяся с обеих сторон всеми силами, которыми эти стороны располагают.
Сказание об усмирении и уничтожении восставших гигантов —гигантомахия — одна из основополагающих частей древнегреческого мифотворчества. То обстоятельство, что именно этому мифу посвящена самая грандиозная скульптурная композиция из всех известных нам в истории' античного искусства, лишь подтверждает особую значимость данной темы среди неисчерпаемого множества других героических сюжетов античной мифологии. Скульптуру Пергамского алтаря нельзя рассматривать только как памятник определенного периода развития древнегреческого искусства. В этом произведении нашла свое завершающее выражение целая эпоха античной мысли и пластического творчества, целый мир образов, философских представлений, этических норм и художественных идеалов. В истории античной скульптуры Пергамский алтарь означает не только одно из величайших ее достижений, но и знаменательный итог на длительном пути художественных исканий. Алтарь Зевса — произведение поздней поры эллинского зодчества. Это мемориально-культовое сооружение было воздвигнуто во II веке до нашей эры в Пергаме, эллинистическом государстве Малой Азии, возникшем на развалинах великой империи Александра и еще в начале III века ставшем независимым царством. Пергамское царство объединяло малоазийские греческие провинции — Фригию, Лидию, Мисию, Карию и другие — и как по географическому положению, так и по историческим традициям было прямым преемником великой эллинской цивилизации классической поры, рассадником этой цивилизации на восточных пределах эллинского мира. К первой половине II века, времени сооружения алтаря Зевса, Пергам был если не самым сильным в военном отношении, то хозяйственно и политически крепким государственным организмом. С ним считались его более мощные соседи — Селевкиды в Сирии и Птолемеи в Египте. Он вел обширную торговлю, строил города и храмы, успешно воевал с враждебными племенами. В союзе с Перга-мом был заинтересован сам Рим, вскоре, впрочем, поглотивший Пергамское царство, как поглощал он всех и вся в эту пору становления своего всемирного могущества.
Но во втором и третьем десятилетиях II века Пергам был формально независимым государством и переживал пору расцвета своего экономического благосостояния и своей культуры. Сильнейший сосед-соперник—Сирия Селевкидов была только что (в 190 году) разгромлена римлянами в битве при Магнезии, и хозяйственные плоды этой чужой победы в значительной мере достались Пергаму, захватившему сирийские торговые пути и позиции. Еще до сокрушительного разгрома сирийского царя — Селевкида Антиоха III — римлянами Пергам сам нанес поражение галатам; соседним малоазийским племенам. Сын победителя галатов — царя Аттала — пергамский царь Евмен II мог считать себя главой могущественного и процветающего государства. Грозная тень Рима уже легла на берега Малой Азии, но прежде чем стать его добычей, Пергам в течение ряда десятилетий чувствовал себя не данником римлян, а их союзником. Но, быть может, глубже и сильнее, чем сознание политической независимости, пергамцы воспринимали в эту пору идею высокой культурной миссии своего государства. Именно при Евмене II, правившем почти сорок лет (197 -159 гг- Д° н.э.), был сооружен на акрополе Пергама алтарь Зевса, монументальный знак независимости и силы царства Атталидов. Посвященный царю богов, алтарь призван был увековечить подвиги земного царя: изображение на стенах алтаря борьбы небожителей с гигантами истолковывалось современниками и потомством как памятник победы Аттала над галатами, положившей начало независимости Пергама.
Вряд ли можно сомневаться в том, что именно это вполне конкретное, исторически значимое событие послужило основой для выбора героической темы скульптурных изображений на главном святилище столицы. Победа над галатами была полна актуального политического значения и в ту пору, когда, спустя пятнадцать лет после этой победы, сооружался алтарь. Но столь же несомненно, что не этим событием, вполне «провинциальным» во всемирно-историческом плане, следует измерять идею и образную сущность Пергамского фриза. Историческая конкретность темы здесь не более чем повод, несравнимый по своему «местному» значению с грандиозным философско-художественным смыслом скульптурной эпопеи алтаря. Так, в совсем иные времена в гробнице Медичи во Флоренции исторически ничтожные личности герцогов Немурского и Урбинского, составляющие тему надгробной композиции, по существу, играли самую малую роль в содержании и развитии гениального микеланджеловского замысла. Не эпизод войны пергамцев с галатами, а иная, неизмеримо более глубокая тема, выходящая далеко за местные, пергамские или малоазийские, пространственные пределы, возвышающаяся столь же явно над местными пределами и во времени, дала жизнь скульптурному фризу Зевсова алтаря. В гигантской ленте его каменных плит поведала о себе и себя запечатлела целая эпоха.
Благодаря стараниям немецких археологов — первооткрывателя Пер-гама К. Тумана, его ближайшего сотрудника А. Конце, а затем В.Дерпфельда и других — стало возможным воспроизвести архитектурный облик алтаря — сооружения, разрушенного еще в византийские времена, когда камень, из которого был сложен алтарь, пошел на строительство местной крепости. В качестве строительного материала были тогда использованы и многие плиты рельефного фриза; некоторые из них оказались включенными в кладку крепостных стен рельефом внутрь. Со времени открытия пергамских древностей прошло уже много лет. Теперь реконструкция Пергамского алтаря фигурирует в любом учебнике по истории античной архитектуры. Алтарь представлял собой прямоугольную постройку, состоявшую из высокой цокольной части и установленной на ней колоннады; с западной стороны цокольная стена прерывалась широкой открытой лестницей — подъемом к святилищу. На всем протяжении цоколя — и с трех сторон, где он образовывал непрерывную линию стен, и с четвертой, где по бокам лестницы оставались лишь небольшие отрезки стены,— он был обложен мраморными плитами с высеченными на них рельефными изображениями. Эти плиты, шириной от о,6 до i,i м, были плотно пригнаны одна к другой и скреплены между собой скобами, образуя единую непрерывную ленту громадного фриза. Его высота составляла 2,3 м при общей высоте цоколя в 2,5 м; верх цоколя был занят сильно выступавшим карнизом —как бы рамой над тянувшимся во всю длину многофигурным рельефом.
Этот рельеф изображает гигантомахию: битву богов с сыновьями Земли—гигантами. Плиты, из которых состоит фриз, плотно заполнены рельефными фигурами. Как боги, так и их противники строго персонифицированы. Для большей точности по всей длине фриза были высечены надписи: имена богов — на карнизе, над соответствующими изображениями, имена гигантов — под рельефом, на нижнем выступе фриза. О детальной и строгой персонификации всех действующих лиц скульптурной эпопеи говорит, впрочем, и самая ее композиция. В размещении богов и гигантов соблюден иерархический порядок. На восточной стене алтаря, обращенной в сторону городской дороги и образующей наиболее протяженную сплошную линию, были изображены главные олимпийские боги: Зевс и Афина, которым посвящен алтарь, а также Гера, Аполлон, Артемида, Арес, рядом с Зевсом его богоравный сын Геракл и другие. На отрезках западной стены, разделенных лестницей, действуют боги земли и моря, среди них — Амфитрита, Нерей, Океан, Тритон, Ниса, а также Дионис, нимфы.
На двух боковых стенах, южной и северной, разместился сонм «меньших божеств»: на южной стене мы видим Гелиоса, Эос, Селену, Эфира, Урана, Астерию, Адрастею; на северной — богиню ночи Нике с созвездиями, а также Афродиту с Эросом, Посейдона, Мойр и Гесперид. При этом Афродита помещена у самого угла, смыкающего северную стену с восточной, так что эта богиня, как ей и подобает, изображена в непосредственном соседстве с главными властителями Олимпа.
Таково в основном размещение богов. Что касается героев противной стороны — гигантов, то их индивидуальные черты по мифологическим и литературным источникам определены очень неясно или, во всяком случае, эти черты неясны нам. Поэтому с именами отдельных гигантов, начертанными под соответствующими рельефными изображениями, приходится считаться как со своего рода первоисточником: сохранившиеся надписи называют имена Алкионея, Порфириона, Хтониоса и других, осмелившихся восстать против богов. На правом выступе западной стены под фигурой одного из гигантов уцелела часть надписи с первым слогом его имени: «Бро...» —Бротеас или Бронтинос. Самые изображения гигантов очень разнообразны: рядом с человеческими фигурами здесь представлены полулюди-полузвери — одни крылатые, другие со змеиными туловищами вместо ног; среди гигантов с человеческим обличьем есть и юноши, и бородатые мужи; одни гиганты изображены совершенно обнаженными, другие — одетыми в звериные шкуры. Наряду с вооруженными сражаются и безоружные. Все это могучее, но терпящее гибельное поражение воинство представлено в скульптуре с той же силой индивидуальных признаков и характеристик, что и круг богов и полубогов, обладающих твердо установленными физиономическими канонами и столь же каноническими атрибутами.
Рельефы алтаря дают нам возможность познакомиться с противниками богов не как с безликой массой «сил преисподней», а как с вполне конкретными очеловеченными образами, индивидуальной характеристике которых скульптор уделяет такое же внимание, такие же пластические усилия, как и характеристике традиционных персонажей торжествующего Олимпа.
Многофигурное изображение битвы, занимающее фриз Пергамского алтаря во всю его громадную длину, выдвигало в качестве первого композиционного требования необходимость четкого разграничения всех фигур на две основные группы, противостоящие друг другу. То или иное решение этой задачи, в сущности, предопределяло основной прием всей композиции. Противники должны резко ? отличаться друг от друга — иначе будет непонятен самый смысл борьбы. Эти отличия не могут ограничиваться только характеристиками отдельных участников битвы, принадлежащих к тому или иному лагерю. Вся многофигурная композиция в целом должна быть построена таким образом, чтобы зритель отчетливо воспринимал основное противопоставление, основную внутреннюю противоположность, из существа которой и рождается самая тема борьбы, рождается произведение, посвященное этой теме и ее раскрывающее.
Какими средствами передать в протяженной многофигурной сцене это противопоставление одной стороны другой? Поставить противников друг против друга бьшо бы возможно лишь в том случае, если бы речь шла о поединке двух вождей или борцов, а не о громадной битве со множеством участников. Другой способ — разбить всю батальную сцену на ряд отдельных схваток, на отдельные группы борющихся. Так, собственно, и делали греческие скульпторы более ранних времен, когда им приходилось изображать многофигурные батальные сцены, — например, в рельефах западного фронтона храма Зевса в Олимпии, где представлена борьба кентавров с лапифами. Но этот метод, пригодный для ограниченного пространства фронтона, не мог быть применен в стометровом цокольном фризе: задуманная эпопея распалась бы в этом случае на длинный ряд самостоятельных эпизодов-«поединков» и замысел потерял бы свою монументальную общечеловеческую значимость, а самая тема борьбы богов с сыновьями Земли потеряла бы свой надмирный, космический смысл.
Создатели Пергамского фриза нашли в высшей степени простое и в то же время убедительное рещение основной композиционной задачи. Они разделили обе борющиеся стороны по горизонтали, так что поверх этой воображаемой линии оказываются в большинстве случаев головы богов, а ниже ее — головы гигантов.
Правда, эта горизонтальная ось отнюдь не проведена по всему фризу геометрически точно и непрерывно; но, несмотря на ряд исключений, на всем протяжении фриза ясно выражено это разделение всех действующих лиц на две враждебные стороны. Подобный прием дал возможность избегнуть слишком жесткого, механического «распределения» изображенных фигур. Горизонтальная граница, протянувшаяся, подобно демаркационной линии, через все поле битвы, нарушается во многих местах, как это и подобает картине ожесточенного боя, в котором противники часто оказываются перемешанными друг с другом. Наконец, подобное построение фигур позволило отчетливо показать, кто является в этой еще не завершенной схватке победителем и кто побежденным: торсы и головы богов возвышаются поверху, поверженные гиганты — внизу. Это размещение подчеркнуто надписями: как уже сказано, имена богов начертаны вдоль верхнего края фриза, имена гигантов — на нижней раме.
Это простое размещение победителей над побежденными говорит зрителю больше и яснее, чем непосредственное изображение развязки борьбы, к тому же еще не законченной.
На этой основной оси нанизаны отдельные группы борющихся героев. Групповые сцены составляют звенья единой непрерывной цепи. Разнообразные сочетания и сплетения борющихся тел, жесты гнева, страдания, предельного напряжения сил, яростного натиска, отчаянного сопротивления — все физические и душевные движения и эмоции битвы нашли здесь свое пластическое выражение. Борьба богов с гигантами наполнена поразительным разнообразием ситуаций. Каждый участник битвы борется по-своему, по-своему нападает и обороняется, каждый из победителей по-своему торжествует над врагом, каждый побежденный по-своему страдает и погибает.
К числу наиболее динамичных схваток принадлежит — на западной стене алтаря, по левой стороне от лестницы, — борьба Тритона, сына Посейдона, с двумя гигантами (сам Посейдон сражается рядом — за углом, на северной стене). Примечательно, что в этой группе представитель лагеря богов изображен получеловеком-полуживотным: нижней половиной корпуса он —конь, бьющий копытами передних ног по врагу; к его спине приросли большие крылья; в то же время оба противника этого крылатого кентавра имеют облик людей, притом людей прекрасных собой, мужественных и сильных. Фигура юного гиганта, поверженного наземь Тритоном, дана в пластически «развернутом» виде: левым коленом и кистью левой руки он упирается в землю, обороняясь поднятой над головой правой рукой и вытянув правую ногу. Его лицо, обращенное в сторону Тритона, полно страдания и еще не погасшей воли к борьбе. Это прекрасное юное лицо изображено в непосредственной близости с огромной львиной мордой, служащей своеобразным щитом в руке другого гиганта, также сражающегося с Тритоном.
Южная стена алтаря начинается изображением схватки, в которой участвует Рея, мать Зевса. Богиня сражается, восседая на яростном льве, скачущем во весь опор над телом поверженного гиганта. Схватка еще не окончена: на стороне Реи борется ее спутница, вероятно, Адрастея, кормилица Зевса, изображенная во весь рост, устремившаяся на врага широким шагом. Обе богини —в тонких хитонах, плотно облегающих их мощные тела, перепоясанные простыми поясами, и образующих книзу множество складок; хитон Адрастеи закреплен на плечах круглыми застежками, волосы богини схвачены в клубок. Оружием первой богини служит копье, часть древка которого сохранилась в правой руке, вторая, Адрастея, была вооружена, по-видимому, мечом, которым она широко замахнулась на противника.
Непосредственным противником Реи и ее соратников является один из самых страшных и сильных гигантов, он изображен тут же склонившимся под ударами и уже побежденным в неравной борьбе, но еще полным самых сильных эмоций гнева, ненависти, страдания: они читаются на его бородатом лице, заставляющем забыть, что оно принадлежит не человеку, а чудовищу, чьи нижние конечности переходят в змеиные хвосты, а голова увенчана бычьими рогами. Наполовину поверженный, гигант еще страшен — иначе с противоположной стороны не спешили бы на помощь Рее и ее подручным другие боги, в их числе Эос, богиня Зари, восседающая в позе амазонки на легком коне, пугающемся при виде гиганта; на богине тонкий хитон, оставляющий обнаженным ее левое плечо и перехваченный у пояса тройным шнуром; складки плаща, накинутого поверх хитона, свободно и широко ложатся у ног всадницы.
Вся группа, центром которой является трагическая фигура побежденного гиганта, отмечена неравенством борющихся сил —чертой, характерной, впрочем, для всей «Гигантомахии»: боги побеждают не только потому, что они сильнее, но и потому, что их больше. Рядом с этой группой, тотчас вслед за Эос, в битву устремляется Гелиос — Солнце: рельеф изображает его стоящим на колеснице в длинном одеянии и правящим скачущими во весь опор конями; левой рукой светозарный бог придерживает поводья, в правой руке у него — факел с высокой рукоятью; прекрасные волосы Гелиоса схвачены обручем, рельеф сохранил просверленное отверстие, в котором был укреплен венок лучей, озарявших голову солнечного возницы.
Одной из центральных по положению и скульптурной трактовке фигур южной стены алтаря является изображение Урана, прародителя богов, титана, сражающегося на стороне некогда враждебных ему олимпийцев против общего врага — гигантов. Крылатая фигура старца Урана, замахивающегося мечом на противника, а левой держащего круглый щит, примечательна гармоничностью позы, человечностью мимики, почти воздушной легкостью драпировок. Почти вслед за этим величественным изображением крылатого старца с поднятым мечом следует одна из самых динамичных, исполненных напряженного движения групп: завершая южную стену алтаря и переходя на восточную, здесь сражаются ти-танши Фойбе и Астерия, а далее, уже на восточной стене, — страшная трехликая Геката. Оружием Фойбе служит огромный пылающий факел, который она держит горизонтально и широким замахом руки направляет в противостоящего ей крылатого гиганта с окладистой бородой; этот гигант и чертами лица, и своими крыльями странным образом напоминает одного из своих врагов — только что описанного старика Урана. Фойбе со смертоносным факелом устремляется на бородатого гиганта, готовящегося отразить удар. На богине длинный хитон в колеблющихся тяжелых складках, волосы спадают прядями ниже плеч, на лбу они убраны широкой диадемой. С парой Фойбе — крылатый гигант пластически связана еще одна фигура. У ног крылатого старика пригнулся к земле, очевидно смертельно раненный, гигант; тщетно силится он вытащить из раны острие копья; прекрасный профиль юного лица отмечен страданием и тоской. А рядом, за спиной Фойбе, разыгрывается еще более жестокая схватка: в бурно развевающемся высоко перепоясанном хитоне богиня Астерия сражается со змееногим гигантом; левой рукой она схватила его за волосы, а правой занесла над ним меч, удар которого он тщетно пытается отвести, обхватив одной рукой запястье богины, в то время как другой он защищается от громадного пса, спущенного на него Астерией; в схватке участвуют и змеевидные конечности гиганта —громадные змеиные головы угрожающе поднимаются вверх, готовясь к смертоносному укусу.
Картина боя достигает еще большего напряжения после перехода фриза с южной стены на восточную: здесь, у самого угла, изображен поединок гиганта Клития с одной из самых странных и страшных богинь—трехглавой Гекатой. В этой паре причудливо сместились образы обеих борющихся сторон: гигант, несмотря на свои змеевидные конечности, представлен более близким к человеческому обличью, чем его противница из стана олимпийских богов; большая мужественная голова Клития, обрамленная шапкой развевающихся волос и густой бородой, его атлетическое сложение с прекрасно развитыми мускулами груди и рук, наконец, его выразительное, полное человеческого чувства лицо, обращенное к страшной воительнице, — все эти человеческие черты противостоят фантастически чудовищному облику трехликой и частично трехтелой богини ночных ужасов. Геката вооружена мечом, который она держит одной из своих шести рук, громадным факелом, подобным тому, которым сражается Фойбе, копьем и большим круглым щитом; одна из змеиных голов, которыми оканчиваются ноги Клития, кусает этот щит. Одета Геката в длинный хитон, спадающий до ее пят волнистыми складками; на ее ногах — узорчатая обувь. Волосы перехвачены обручем. Впрочем, если отрешиться от трехликости, Геката наделена чертами строгой красоты. Гигант Клитий пытается отразить натиск своей шестирукой противницы, подняв над головой огромный камень — кусок скалы, который он собирается метнуть в Гекату. В схватке участвует и пес богини, яростно кусающий гиганта в левое бедро.
Если в поединке Геката — Клитий противостоят друг другу змеено-гий гигант и трехтелая богиня, то в следующей группе обе борющиеся стороны представлены прекрасными человеческими фигурами, причем воин из лагеря гигантов не уступает своему противнику ни красотой, ни пластикой движений, ни масштабом изображения. Выпрямившись во весь рост, в симметрично встречном движении наступают друг на друга девственная богиня Артемида и сражающийся на стороне ее врагов юный Отос. В этой паре —уже полное равенство обеих сторон: Отос так же человечен и прекрасен, как враждебная ему богиня. Он изображен юными воином, в аттическом шлеме, с мечом и украшенным затейливой чеканкой щитом; его сильное стройное тело показано совершенно обнаженным; широким шагом он направляется на врага — Артемиду, шагающую ему навстречу; на богине короткий хитон и высокая узорная обувь; как и Отос, она изображена в профиль, равной по росту противнику; правой ногой она наступила на грудь поверженного молодого гиганта. Между Отосом и Артемидой, в нижней части фриза, — фигура еще одного гиганта, сраженного, но отчаянно отбивающегося от свирепого пса Артемиды. Мышцы мощного торса напряжены в предельном усилии, голова, обрамленная густыми вьющимися волосами; склонена к ногам богини; лицо выражает боль и ненависть — гигант продолжает бороться: одной рукой он пытается ударить по голове пса, другой — схватиться за узорный сапожок Артемиды; его змеевидные ноги свернулись в яростные кольца.
Фигура Отоса — одно из тех изображений, в которых противнику богов не только придан полностью человеческий облик, но этот облик наделен красотой и мужеством, не уступающими аналогичным качествам богов и богинь. Здесь надо вспомнить то место «Одиссеи», где говорится об Отосе и Эфиальте (этот последний изображен на фризе несколько поодаль): оба героя — божественного происхождения; они взбунтовались против Олимпа и именно поэтому оказались в пергамской «Гигантома-хии» на стороне враждебных богам гигантов: «Дерзкие стали бессмертным богам угрожать, что Олимп их Шумной войной потрясут и губительным боем взволнуют; Оссу на древний Олимп взгромоздить, Пелион многолесный Взбросить на Оссу они покушались, чтоб приступом небо Взять...» Одиссея, XI, 313_317 (пер. В.А.Жуковского)
Таким образом, в стане змееногих и крылатых гигантов сражаются «Отос божественный с славным везде на земле Эфиальтом»: как мы видели, участие этих двух воинов —не единственный пример включения божественных, точнее — героических, и притом человеческих, образов в среду сыновей Земли, борющихся против богов.
Но между Отосом, собирающимся сразиться с Артемидой, и Эфиальтом, поверженным наземь ее братом Аполлоном, расположена еще одна примечательная группа. Латона, мать Артемиды и Аполлона, расправляется с одним из самых страшных представителей породы гигантов — Ти-тием. Он уже полулежит на земле, и богиня направляет на него факел с громадным, вздымающимся кверху пламенем; у него человеческое лицо с оскалом, показывающим когтеподобные зубы; его левая рука, опирающаяся о землю, заканчивается вместо пальцев птичьими когтями; змеи служат у него не продолжением ног, как у других гигантов, а растут из спины, пониже крыльев. Латона имеет особые счеты с Титием, когда-то ее оскорбившим, и эта схватка является, в сущности, «вставным» эпизодом, не связанным с общей темой гигантомахии. По левую руку от Латоны сражается ее сын, Аполлон: его фигура (голова не сохранилась) поставлена фронтально к зрителю, великолепная пластика заставляет вспомнить более ранние классические изображения лучезарного бога. У его ног лежит поверженный им Эфиальт — прекрасный юноша с тонким нежным телом, склонивший изящным движением голову и опирающийся обеими руками о землю.
Обе фигуры, отделенные друг от друга сравнительно небольшим промежутком, показаны в окружении особенно мощных противников. И Зевс и Афина возвышаются над погибающими от их рук ц корчащимися в муках гигантами. Среди этих могучих поверженных тел оба главных божества выделяются спокойной мощью своих фронтально поставленных фигур, уверенной плавностью и силой движений. Зевс слегка наклонился влево, Афина широким шагом устремляется вправо — симметричность этого двойного движения связывает обе фигуры в одно композиционное целое так, что сражение, которое ведут Зевс и его дочь, представляет собой одну скульптурную группу-сцену.
Зевс борется одновременно с тремя гигантами. Бог-громовержец привел в действие свой грозный перун-молнию, уже испепелившую бедро одного из гигантов, в то время как двое других пытаются обороняться от натиска могущественного противника. Особенно яростно сопротивляется справа от фигуры Зевса змееногий гигант Порфирион, обращенный к зрителям мускулистой спиной. Повернув голову в сторону царя богов, он вытянул в защитном движении левую руку, обернутую в звериную шкуру, а правой рукой, по-видимому, собирается швырнуть в противника обломок скалы.
Сам Зевс изображен обнаженным до бедер —лишь через его левое плечо перекинут на спину плащ, окутывающий и ноги, так что складки подчеркивают движение всей фигуры влево. Это движение сообщает большой размах руке, несущей молнию. Рядом с Зевсом, точнее — непосредственно за ним, помещалась утраченная фигура его богоравного сына Геракла, сопровождавшего Зевса в бою.
Тесно связанная с Зевсовой группой, сцена боя Афины принадлежит к числу самых драматически насыщенных эпизодов «Гигантомахии». Афина изображена в разгаре борьбы. Ее фигура в стремительном движении наклонена вправо. Левая рука сжимает поручни щита, широко откинутая правая — крепко держит за волосы гиганта Алкионея, припавшего на одно колено и тщетно старающегося оторвать десницу богини от своей головы. На Афине длинный, до земли, хитон, укрепленный пряжкой на правом плече, высоко перехваченный простым шнуром и оставляющий обнаженными руки и шею. Фигура крылатого Алкионея полна пластической красоты. Поза Алкионея, схожая с позой гиганта, поверженного Тритоном, раскрывает гармонически развитую мускулатуру его корпуса, стройность членов, изящество движений. Опираясь правым коленом о землю, юный гигант вытянул левую ногу как, что вся фигура приобрела протяженность по диагонали; правая рука закинута над головой и смыкается с рукой Афины, держащей юношу за волосы; левая рука гиганта, туго перехваченная змеей Афины, бессильно откинута в сторону. Голова Алкионея, на которой лежит тяжелая десница богини, обращена вверх, прекрасное лицо выражает страдание и мольбу. Два крыла, вздымающиеся до верхней границы фриза, осеняют всю фигуру поверженного, но еще полного жизни и страсти юного воина. Устрашающей деталью схватки является священная змея Афины, обвившая Алкионея и кусающая его в правую часть груди; здесь единственный раз во всем рельефе змея действует не в качестве органической принадлежности породы гигантов, свидетельствующей о зверином, низменном начале в них, а как помощник богов, исполнитель их воли в борьбе против гигантов.
У самого угла восточного и северного фасадов расположена плохо сохранившаяся конная фигура Ареса, а за углом, уже на северной стене, фриз начинается с примечательной группы, где со стороны богов выступают Афродита и ее мать Диона, сражающиеся с тремя гигантами. Двое из них уже повержены ниц — один лежит на спине, переброшенный через тело другого гиганта так, что его запрокинутая голова свешивается ниже корпуса. С предельным лаконизмом изображен второй из поверженных гигантов: он упал перпендикулярно к зрителю, лицом к земле, — в пространстве горельефа оказались только голова и плечи, весь корпус упавшего находится как бы в воображаемой глубине сцены, «позади» стены; зритель видит только темя лежащего воина с густыми вьющимися волосами; лицо спрятано в руках; обнаженное плечо и макушка приникшей к рукам головы — вот все, чем выражена предсмертная тоска гибнущего юноши.
С этим немногословным изображением-намеком непосредственно связана фигура третьего противника Афродиты и Дионы — змееногого молодого гиганта, обращенного в сторону Дионы и, по-видимому, занесшего над головой каменную глыбу, чтобы метнуть ее в противника; как и многие другие воины его стана, он молод и красив.
Как всякое произведение эпического характера и эпических масштабов, скульптурная «Гигантомахия» Пергамского алтаря требует длительного восприятия; она рассчитана на зрителя, способного не только видеть, но и изучать. Отдельные эпизоды, группы, сцены, отдельные персонажи фигурируют в этом грандиозном повествовании, влача за собой невидимую цепь мифологической традиции. Каждый из этих образов как бы скрывает за кулисами действия обширный круг смежных образов и сюжетов, вызывает многоразличные ассоциации и воспоминания о других битвах, о других подвигах и событиях, чьими участниками были те же герои. Ведь здесь собрался весь Олимп — борьба с сыновьями Земли объединила весь сонм богов, каждый из которых обладает своей мифологической биографией, своей жизнью в легенде. Нет никакой возможности (как не было ее и у зрителей-современников) охватить все неисчерпаемое множество побочных тем и сюжетных мотивов, так или иначе связанных с действующими лицами «Гигантомахии». Создатели скульптурной эпопеи, вероятно, отдавали себе в этом отчет. Показывая своему зрителю хорошо знакомых ему героев — старших и младших богов и богинь, титанов и титанш — и рассчитывая на внимательное «прочтение» всех канонических атрибутов, авторы рельефного фриза, однако, стремились к раскрытию одной, безраздельно господствующей здесь темы: темы борьбы. Кто бы ни фигурировал в рядах борющихся сил — прекрасная ли богиня страсти Афродита или профессиональный солдат Арес, яростные Мойры или нежный Эрос, Артемида или Геката,—все они выступают не в обычных, им свойственных ролях, качествах, ситуациях, а прежде всего как участники великой битвы, как сражающиеся воины. Не лишая каждого из них традиционных черт, авторы фриза призывают зрителя увидеть в них новые черты, рожденные небывалой схваткой. И вот зритель видит ту же Афродиту, меряющуюся силой с мощным гигантом; Гелиоса, давящего врагов колесами квадриги; Рею, мчащуюся на льве; Зевса, разящего врагов; женственную Астерию, хватающую своего противника за волосы. Пафос борьбы пронизывает всю композицию — все ее пластические особенности подчинены главной художественной задаче: созданию зрелища, способного внушить священный ужас, зрелища борьбы не на жизнь, а на смерть, борьбы за право на Землю, на вселенную. Все изобразительные возможности, какими располагает скульптура, приведены для этого в движение. И, в свою очередь, самое искусство скульптуры располагает здесь неограниченным богатством средств — исключительным разнообразием движений, поз, ракурсов, сложных группировок и переплетений человеческих и звериных тел, аксессуаров и деталей. Ваятели, высекшие из мрамора «Гигантомахию», сумели создать небывалую по силе и внутреннему многообразию скульптурную панораму борьбы.
Общее впечатление, производимое Пергамским фризом в его целом, замечательно передано И.С.Тургеневым в его известной статье: «Все эти — то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти распростертые крылья, эти орлы, эти кони, оружия, щиты, эти летучие одежды, эти пальмы и эти тела, красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки, — все эти разнообразнейшие выражения лиц, беззаветные движения членов, это торжество злобы, и отчаяние, и веселость божественная, и божественная жестокость — все это небо и вся эта земля — да это мир, целый мир, перед откровением которого невольный холод восторга и страстного благоговения пробегает по всем жилам».
Борьба двух станов как тема многофигурного рельефа была хорошо знакома греческой скульптуре задолго до создания Пергамского фриза. Смысл и особенности этоготюследнего не:—jr понять и оценить вне сопоставления пергамской «Гигантомахии» с предшествующими ей произведениями. Среди них можно назвать хотя бы широко известные классические образцы: рельефы западного фронтона храма Зевса в Олимпии, метопы южной стороны Парфенона и, наконец, рельеф храма Аполлона в Фигалии. Эти многофигурные рельефные композиции также изображают борьбу двух станов: кентавры сражаются с лапифами, греки—с амазонками. В храме Зевса в Олимпии битва полулюдей-полузверей— '" диких кентавров — с представителями человеческого рода — лапифами — носит характер непримиримо резкого противопоставления двух начал: низменного, животного, и благородного, человеческого. Приглашенные на свадьбу кентавры обнаруживают свою звериную природу: опьянев, они бросаются на присутствующих женщин, а один из них покушается на невесту лапифа.
Хотя победа богов бесспорна и их торжество составляет, так сказать, априорный исход всей разыгрывающейся перед зрителем битвы, самая борьба обнаруживает более сложное соотношение двух враждующих лагерей, нежели соотношение победителя и побежденного. Речь идет, конечно, не о физическом превосходстве (оно безоговорочно принадлежит лагерю богов), а о том «распределении» симпатий и антипатий художника (а следовательно, и зрителя), которое в конечном счете дает моральную оценку каждой из борющихся сторон и раскрывает конечный смысл самой борьбы.
Эта моральная оценка — каким бы неожиданным это ни казалось — не предполагает столь же безусловного и абсолютного превосходства одной стороны над другой: торжествующие боги не всегда являются носителями высшего морального идеала, так же как их враги не представляют только злую, разрушительную силу, поднявшуюся против лучезарного Олимпа. Создатели пергамской «Гигантомахии» далеко ушли от той простой и четкой схемы, на которой строилась художественная концепция борьбы в том же фигалийском фризе или в рельефах храма Зевса в Олимпии, где два борющихся стана представляют два взаимоисключающих начала — доброе и злое, человеческое и звериное, возвышенное и низменное. Пергамский фриз дает в этом смысле существенно иную картину. Не все гиганты обладают змеевидными конечностями, роднящими их с пресмыкающимися чудовищами, не все они наделены звериной яростью и темной злобой.
Таковы чисто «человеческие» персонажи из числа гигантов. Но и некоторые фигуры «чудовищной» породы —со змеями вместо ног или с крыльями за спиной — оказываются также наделенными красотой и благородством облика. Таков прежде всего гигант Клитий, с его атлетическим телом и благообразной головой, напоминающей голову самого Зевса, атакуемый свирепым псом Гекаты и мужественно сопротивляющийся страшной трехголовой богине. Таков и тот безымянный юный гигант из группы Афродиты, который, несмотря на свои змеевидные конечности и крылья, растущие из плеч, несет на своем тонком лице столько возвышенной красоты и мужественной человечности! Таков, наконец, бородатый воин с крыльями, сражающийся против Фойбе.
С другой стороны, стан богов насчитывает в своих рядах не одни только идеальные образы небожителей, но и существа, внушающие скорее ужас и отвращение, чем благоговение. Помимо упоминавшихся Тритона и Гекаты среди сражающихся богов действуют и такие фигуры, как страшная богиня ночи Нике со змеями в волосах.
Вкупе с богами действуют в качестве их помощников и звери — яростные львы, свирепые псы, те же змеи: звериное оказывается принадлежностью не только «темных» гигантов, но и светлых богов.
Таким образом, два враждебных лагеря «Гигантомахии» не являют собой простого противопоставления добра злу, света мраку. Концепция борьбы двух начал претерпела большое и сложное развитие на длительном историческом пути от Фигалии и Олимпии к Пергаму. Красота, мужество, человечность перестали быть достоянием только одного —божественного — лагеря. Художник научился видеть и узнавать эти качества и там, где религиозный или этический канон предписывал находить только темную, враждебную божествам и человек^ стихию. Правда, соотношение двух станов остается тем же: боги безоговорочно побеждают, их враги-бунтари терпят поражение. Но, как уже сказано, этот конечный исход борьбы не препятствует художнику найти человеческое и героическое в обоих станах, более того — наделить своей симпатией и враждебные богам силы. Здесь сказалось и иное, по сравнению с более ранними временами, отношение к официальному культовому канону, к Олимпу и его ниспровергателям (ведь еще Эсхил прославил как величайшего героя богоборца Прометея), сказалось и иное понимание самой темы: в «Гигантомахии» Пергама нашли свое выражение своеобразная диалектика борьбы, отказ от «однолинейного» разделения явлений на законно-божественные и неугодные богам, противозаконные.
В трактовке человеческого образа глубокое значение имела в этой связи тема страдания, расширившая представления о «прекрасном и добром» и по-новому осмысленная в своем моральном и эстетическом содержании.
Рельеф Пергамского алтаря показывает, что эта тема заняла полноправное место среди основных проблем человеческого образа в греческой скульптуре. Красота страдания привлекает творческую мысль ваятеля наряду с красотой торжества* силы, мужества. Правда, значительно ранее Пергама тема страдания героя и сострадания к нему художника дала жизнь многим образам античной скульптуры, таким, как «Упавшая амазонка» Галикарнасского рельефа, и многим другим. Но там скульптор ограничивался лишь внешним выражением этого состояния, его занимала пластика склонившегося к земле или приподнимающегося тела, жест мольбы, с каким гибнущий обращается к победителю. Внутренний мир страдающего героя оставался почти не затронутым пластическими средствами.
В Пергамском рельефе страдание героев раскрывается прежде всего как особое состояние духа — мы сказали бы, как психологическое состояние, — которому соответствуют определенные пластические признаки. В многочисленных изображениях поверженных, раненых, преследуемых и умирающих воинов-гигантов переданы самые различные виды и оттенки страдания. Но во всех его разнообразных проявлениях оно неизменно остается облагораживающим началом: к чисто физическим причинам страдания — нестерпимой боли от укусов львов, собак и змей, от ран и ударов — присоединяется глубокая скорбь и горечь воинов, переживающих вместе с собственным поражением и гибелью поражение и гибель своего дела. Сочетание физической боли с глубоким моральным страданием запечатлено в пластике лиц, поз, движений, жестов. В этой пластике многообразно выражена красота страдания. Прекрасно лицо юного Алкионея, терзаемого Афиной и ее змеей, жгучая боль не искажает благородных черт, в которых читается тоска раннего расставания с жизнью; тело сохраняет пластичность мышц и гармонию движений даже в момент падения: вытянутая нога, другая согнута в колене, запрокинутая голова и отчаянное усилие правой руки — все это образует сильный и пластичный «разворот» фигуры, фронтальной к зрителю, делая Алкионея одним из заметнейших персонажей и героев всего фриза. То же полностью относится к его скульптурному «двойнику» — гиганту западного фасада, сражающемуся против Тритона, — с той лишь разницей, что этот юный воин, столь схожий обликом с Алкионеем и изображенный в симметричной последнему позе, лишен крыльев и, таким образом, полностью «очеловечен»; в этой фигуре страдание побежденного также выражено в высшей степени привлекательных, исполненных мужественной красоты формах, вызывающих тем большее сочувствие зрителя, что «божественным» противником прекрасного юноши является безобразное чудовище — Тритон.
Иной оттенок страдания запечатлен в лице и фигуре бородатого Кли-тия — не юноши, а зрелого мужа, оказывающего отчаянное сопротивление Гекате. В гневном и скорбном лице Клития явственно читается вместе с физической болью (его кусает в бедро дикий пес богини) и горьким сознанием поражения и близкой гибели выражение упорной воли и гордости побеждаемого, но не прекращающего сопротивление бойца.
Разнообразные проявления мужественного страдания запечатлены не только в лицах, но в позах и жестах. Молодой гигант, упавший на спину к ногам Афродиты; юноша, полулежащий в группе Мойр; другие поверженные воины, прощающиеся с жизнью или оказывающие последнее сопротивление сильнейшему врагу, — во всех этих фигурах нашли свое выражение то жгучая боль, то горечь поражения, то отчаяние и предсмертная тоска.
Подлинным увенчанием этой эпопеи страдания является образ Геи, матери гибнущего племени гигантов. Она появляется из земных недр и тщетно взывает о милосердии к своим сыновьям. Ее большая голова с рассыпающимися по плечам длинными волосами умоляюще обращена кверху — к сражающимся богам; правая рука поднята в жесте заклинания. «Какой величавой и бесконечной скорбью, — записал И.С.Тургенев,—веет от ее чела, глаз, бровей, ото всей ее колоссальной головы, — это надо видеть... на это даже намекнуть нельзя». Высший образ человеческого страдания — образ материнского отчаяния — завершает в Пергамском фризе обширную галерею страдающих героев.
Вместе с новой концепцией борьбы, исключавшей простое противопоставление победителей побежденным, героев злодеям, «Гигантома-хия» Пергамского алтаря утверждала новую концепцию красоты, многосторонне раскрывая эстетическую значимость человеческого страдания в его разнообразных, чисто человеческих проявлениях.
В ряду больших многофигурных рельефов, созданных древнегреческой скульптурой в разные исторические периоды, Пергамский фриз выделяется не только грандиозным масштабом и числом действующих лиц, но и новаторскими особенностями композиционных и пластических приемов и средств.
Первое впечатление зрителя — необычно плотное, «тесное» размещение рельефных фигур на плоскости фриза. Этой плоскости как таковой, в сущности, пластически не существует — настолько густо расположены рельефные изображения. Сражающиеся воины обеих сторон тесно прижаты друг к другу, промежутки между фигурами заполнены внизу изображениями падающих, коленопреклоненных или лежащих гигантов, а также извивами их змеевидных конечностей, львами и псами, а вверху — крыльями богов и гигантов, щитами, копьями, факелами, мечами.
Предельно плотное заполнение поверхности фриза высокорельефными изображениями, почти не оставляющими свободного фона, является примечательной особенностью скульптурной композиции Пергамс-кого алтаря. Ваятель как будто стремился придать картине боя всеобщий характер, наполнить борьбой цсе видимое, все, что только может воспринять зритель на громадном, 120-метровом, протяжении фриза. Великая схватка заполняет собой как бы всю вселенную — вне сцен ожесточенной борьбы не остается ни одного уголка, ни одного отрезка скульптурного пространства.
Этому впечатлению в сильной степени содействует исключительное разнообразие движений и поз, в которых изображены участники битвы. Тема фриза предоставляла в этом отношении особенно благодатные возможности. Все мыслимые ситуации борющихся тел, все положения человеческой фигуры, показанной во весь рост в различных поворотах, движениях, позициях: склоненной к земле в различных стадиях надлома и падения; сплетенной с другой фигурой в различных приемах и способах единоборства; поверженной ниц во всевозможных позах бессилия, последнего сопротивления, смерти; далее — кольцеобразные извивы змеевидных членов, распростертые и сложенные крылья —эти и многие другие мотивы составляют пластическое содержание Пергамского рельефа. Примечательно, что это разнообразие движений и ситуаций не исключает, а, скорее, утверждает и усиливает ту характерную лаконичность и сдержанность, с какими представлены здесь наиболее сильные и впечатляющие моменты борьбы. Особенно это относится к изображению падения, страдания и гибели. Достаточно вспомнить снова молодого гиганта из группы Афродиты — Дионы, упавшего на грудь, головой в сторону зрителя: в поле рельефного фриза попала только его голова, точнее — только макушка головы со спутанными густыми волосами да согнутая рука, в которую он уткнулся лицом, самое же лицо и тело остались за пределами фриза — они «подразумеваются» по ту сторону барельефа. Но как много говорит это плечо и темя погибшего воина, эта голова, опрокинутая на согнутую руку, это последнее движение — прощание с землей и жизнью!
На восточной стене изображены рядом: гигант Клитий, корпус которого «развернут» в сторону зрителя могучей мускулатурой груди и живота, за ним — показанная со спины Геката, далее — профильное изображение Отоса, обращенного в полный рост вправо, затем — устремленная к нему фигура Артемиды, которую зритель видит со стороны ее левого профиля; между Отосом и Артемидой — склоненный почти фронтально корпус гиганта, борющегося с псом. Это сопоставление различных по отношению к плоскости фриза и к зрителю положений фигуры — один из характерных композиционных приемов, определяющих тот напряженный, энергичный ритм, который проходит через все громадное многофигурное построение «Гигантомахии».
Отделка деталей строго учитывает условия зрительного восприятия фриза. Как указывалось выше, он был установлен на высоте 2,5 м от земли, следовательно, зритель, продвигающийся вдоль фасадного цоколя алтаря, должен был видеть нижнюю часть фриза совсем близко от себя. Поэтому детали, находящиеся в нижней части рельефа на всем его протяжении, отличаются особенно тщательной и подробной отделкой: например, обувь героев и героинь — узорчатые сапожки Артемиды и зашнурованные сандалии богини Нике — или складки хитонов, падающие книзу, так же как чешуйчатые змеиные туловища-хвосты, которыми заканчиваются внизу тела многих гигантов...
Суммируя свои первые впечатления от фриза Пергамского алтаря, И.С.Тургенев коснулся неизбежного вопроса —об отношении этого произведения к греческой скульптуре классической эпохи: «При виде всех этих неудержимо свободных чудес, — писал знаменитый русский романист,—куда деваются все принятые нами понятия о греческой скульптуре, об ее строгости, невозмутимости, об ее сдержанности в границах своего специального искусства, словом, об ее классицизме, — все эти понятия, которые, как несомненная истина, были передаваемы нам нашими наставниками, теоретиками, эстетиками, всей нашей школой и наукой?» И далее: «Правда, нам по поводу, например, Лаокоона или умирающего Гладиатора, наконец, фарнезского Быка, говорили о том, что и в древнем искусстве проявлялось нечто напоминающее то, что гораздо позже называлось романтизмом и реализмом; упоминали о родосской школе ваяния, даже о пергамской школе, но тут же замечали, что все эти произведения уже носят некоторый оттенок упадка, доходящего, например, в фарнезском Быке до рококо; толковали о границах живописи и ваяния и о нарушении этих границ; но какая же может быть речь об упадке перед лицом этой «Битвы богов с гигантами», которая и по времени своего происхождения относится к лучшей эпохе греческой скульптуры — к первому столетию после Фидиаса?»
Со времени, когда Тургенев записывал свои мысли о Пергамском алтаре, прошло много лет, и все же вопрос, которым задавался Тургенев, не потерял своего значения" и смысла.
Есть идеи? Мы реализуем!
Напишите нам и мы поможем с самыми дерзкими идеями