Площадь Согласия
Площадь Согласия — бесспорно один из самых ярких архитектурных образов Парижа. Городской пейзаж захватывает здесь зрителя с неотразимой силой. Здесь как будто очень немного «архитектуры»: нет ни грандиозных зданий, ни торжественных колоннад, ни изобилия скульптур или внушительных памятников. Все, что построено по периметру площади, все, что поставлено в разных ее точках, — дворцы, ограды, изваяния, фонтаны и обелиск — все это отходит как бы на второй план перед мощной красотой самой площади в самом первичном смысле этого слова: перед обширным свободным пространством, образующим открытую панораму центральной части Парижа.
Эта площадь — создание нового времени. Еще в середине XVIII века здесь был большой пустырь, отделявший королевский сад Тюильри от Елисеиских полей, западной окраины города, через которую пролегала дорога на Версаль. Площадь Согласия возникла сразу, как возникает одно здание по воле владельца и замыслу архитектора. Очень скоро она сделалась средоточием городской жизни Парижа, которому так нужен был новый форум в эти годы огромных исторических перемен. Но прошло почти сто лет, пока площадь Согласия приобрела тот облик, какой она имеет сегодня. Архитектурное произведение абсолютизма, площадь Согласия стала центром города в эпоху буржуазной революции и в последующий период усиленного роста нового, капиталистического Парижа. Задуманная как продолжение чисто дворцового ансамбля, она самым ходом исторических событий сделалась едва ли не первым архитектурным ансамблем «мирового города». И этот образ мощного городского ансамбля, утверждающего новые масштабы пространства, новые ритмы жизни и движения, свойственные громадному городскому центру, отпечатлелся здесь куда сильнее и внятнее, чем первоначальный образ парадного плаца перед резиденцией короля. Именно вокруг площади Согласия начали нанизываться и вырастать новые куски города, Площадь — некий оазис организованного пространства среди хаоса городской застройки. Со всей резкостью осуществляется здесь контраст между беспорядочной суетою обыденных городских кварталов и торжественным великолепием площади, располагаемой перед дворцом или храмом. Площадь представляет собой, в сущности, лишь разновидность феодального дворцового ансамбля, перенесенную в город, но по-прежнему наглухо от него отделенную. С этими чертами барочной площади связана еще одна ее особенность. В планировке и очертаниях площади обычно даны линии движения, предписываемого зрителю: самое построение ансамбля таково, что человек должен двигаться внутри него по совершенно определенной трассе, причем во время этого движения последовательно раскрываются все новые и новые точки зрения на архитектурные формы.
Французский абсолютизм, сохраняя в основном то же понимание городского ансамбля, внес, однако, в архитектурную трактовку площади новые черты. Характерными образчиками этого нового ансамблевого типа являются парижские площади XVII века. По-прежнему площадь рассматривается как «представительство» дворцового ансамбля в городе, как пространство, которое отгородил для себя внутри города королевский двор. На этом пространстве не случайно утверждаются внешние символические знаки власти, скульптурные изображения короля. Площадь трактуется как продолжение дворцового ансамбля в городе, притом «экстерриториальное» по отношению к самому городу. Изолированность площади, закрытый характер ее пространства сохраняются в качестве основного ансамблевого принципа. Площадь Вогезов —не что иное, как закрытый внутренний двор квадратной формы, площадь Дофина имеет форму треугольника, связанного с соседними улицами только одним узким проходом. Площадь Вандом до перестройки соседних улиц в XIX веке также не пересекалась никакими магистралями и была совершенно независима в пространственном отношении от соседних кварталов, с которыми она соединялась двумя короткими проездами.
Проектировщики были почти не связаны определенным участком для новой площади, им предоставлялась свобода выбора среди самых различных кварталов и пунктов городского центра. Характерно, что некоторые проекты останавливаются на острове Сите, этом сердце старого Парижа, парижском «кремле», от которого пошел весь город. Именно на Сите проектирует новую площадь один из наиболее выдающихся участников конкурса —Ж.-Ж.Суфло. В его проекте новая площадь имеет форму почти квадратную, причем только две стороны этого квадрата застроены, две другие выходят на два берега острова, на две набережные. Таким образом, площадь оказывается совершенно открытой с двух сторон, и с обеих этих сторон пространство площади переходит в гладь реки. Проект Суфло предлагает снос многочисленных старых строений вокруг Нотр-Дам и создание громадной площади «современного» типа в непосредственном соседстве с самым старым ансамблем средневекового Парижа. Контраст открытого пространства площади, сливающегося с рекой, и тесного сплетения средневековых улиц несомненно входит в расчеты архитектора. Сама прямоугольная форма площади типична для архитектуры XVIII века,» точно так же, как и типична и столь же правильна форма круга, какую мы видим на другом проекте — архитектора Питру, также помещающего площадь на Сите.
Проект Питру, занимавшего должность главного инспектора мостов и дорог, носит уже ярко выраженный «планировочный» (или, выражаясь современным термином, градостроительный) характер. Автор этого любопытного проекта помещает новую площадь на оси основной, североюжной магистрали города. Эта магистраль представляла собой часть старинной дороги, некогда соединявшей Лютецию с Римом и пересекавшую остров Сите: рю Сен-Жак и рю Сен-Мартэн, из которых одна улица продолжает другую, как раз и проходят по трассе этой старейшей магистрали Парижа. Питру проектирует площадь в виде круга в 70 туазов (136,5 м) диаметром, с постановкой монумента в центре этого круга, на оси названных двух улиц, пересекающих площадь с севера на юг. В восточной части площади проектируется здание Отель д"е Билль с очень развитым аванкуром, отделенным от площади колоннадой. Направо и налево от здания Отель де Билль архитектор проектирует две новые улицы, симметрично вливающиеся в площадь. Детально разработана транспортная сторона проекта. В той части площади, которая смыкается с набережной, предусматривается устройство специальной рампы, по которой кареты могут въезжать на пристань. Запроектирован новый мост, а также устройство специальных аркад с металлическими воротами, через которые открывается свободный проход во внутренний двор Отель де Билль.
Наконец, в пределах того же Сите проектирует свою площадь другой выдающийся участник конкурса —Г.-Ж.Бофран. Из представленных им трех проектов один предусматривает использование под новую площадь старой площади Дофина. Эту последнюю Бофран предлагает перестроить таким образом, чтобы лишить ее характера замкнутого треугольника, раскрыть этот треугольник со стороны Нового моста (Пон-Неф) и таким образом совершенно подчинить старую форму ансамбля новой.На чертеже Бофрана мы видим, как треугольник площади Дофина превращается в открытый полукруг, обращенный своим устьем в сторону оконечности острова. В новый ансамбль включается и старинная статуя Генриха IV, стоящая на выступе Нового моста. Таким образом, площадь, по проекту Бофрана, оказывается уже не с двух, а с целых трех сторон сливающейся с набережной и с водой. Ансамбль приобретает характер предельно открытого пространства. Соответственно этому самый монумент проектируется Бофраном не в виде статуи, а в виде колонны, стоящей перед полукружием здания.
Несколько иной характер носят два других проекта того же Бофрана. Во втором проекте подчеркнута организующая роль площади для делового квартала города: Бофран предлагает устроить площадь в районе рынка. В комментариях к проекту мы находим мотивировку предлагаемого решения — архитектор указывает, что этот район является одним из наименее благоустроенных в городе и в то же время привлекающих массу народа; он ссылается на пример древних, цитируя Павсания и Плиния, говорит о роли рыночных площадей в древнем Риме и т. д. Проект намечает не одну, а целых три площади, соединенные друг с другом; две из них имеют квадратную форму, третья — форму трапеции, закругленной с одной стороны. Средний квадрат предназначается под собственно площадь Людовика XV, то есть носит прежде всего парадный характер, две же боковые части отводятся под два больших рынка — рыбно-овощной и хлебный. Таким образом, Королевская площадь оказывается между двумя рыночными площадями, от которых она отделена портиками и перистилями, так что все три площади образуют одну целую. Площадь на многих точках соединена с боковыми улицами, обеспечивающими свободный подход к ней. Перед нами, в сущности, отказ от репрезентативного характера площади и ориентировка прежде всего на хозяйственные интересы города. Наконец, третий проект Бофрана также носит ярко выраженный планировочный характер, архитектор разбивает площадь на участки между Лувром и Тюильри (на месте площади Каррузель). Хотя здесь выбран для новой площади дворцовый квартал Парижа, самая идея связать ансамбль Лувра с ансамблем Тюильри является своеобразным выражением идеи городского ансамбля, стремлением расширить и архитектурно завершить центр столицы.
Целая серия проектов намечает устройство новой площади непосредственно на берегу Сены, развивая, таким образом, тип площади-набережной, представленный проектом Габриеля для Бордо. К этой категории относятся проект архитектора Обри (прямоугольная площадь на оси Пон-Рояль, открытая одной своей стороной на набережную; две боковые стороны прорезаны параллельными улицами, сторона, противоположная реке, застроена зданием Отель де Билль с аркой в центре, открывающей широкий проход), далее, проект архитектора Контана (площадь на набережной Малаке) и проект архитектора Слотца (площадь на той же набережной).
Несколько конкурсных проектов предлагают круглую форму площади. Об одном из таких проектов, именно Питру, мы упоминали выше. Круглые площади даны также в проектах архитекторов Руссе, Поляра и других. Проект Руссе дает круг в 2 туаза (139,7 м) в диаметре, являющийся центром для десяти лучеобразно сходящихся улиц. В центре круга ставится монумент короля, начало двух главных улиц отмечается арками, между двумя парами улиц (с северной и южной стороны площади) ставятся фонтаны. Проект Руссе предполагает пробивку к площади целых пяти новых улиц, ибо из запроектированных десяти улиц-лучей существуют в натуре только пять. Мотивировка устройства новых улиц —создание прямых "перспектив, открывающих вид на отдельные архитектурные памятники (Лувр, Люксембургский дворец) и прежде всего на статую короля в центре площади. Благодаря пробивке новых улиц и лучеобразному строению площади, «статуя короля, — говорится в комментарии к проекту, — будет видна из бесконечного числа самых разнообразных точек». Ту же мотивировку мы находим и в другом проекте круглой площади — архитектора Поляра. Здесь диаметр круга несколько больше — 75 ту азов, но площадь прорезана только восемью улицами. Поляр также предлагает проложить две новые улицы, соединить улицу Турн с улицей Сены, продолжить улицу Дофина с той же целью: сделать площадь более открытой, а ее архитектурный ориентир — статую короля — видимой с наиболее отдаленных точек в окружности. И в проекте Руссе, и в проекте Поляра отчетливо выражено стремление связать с ансамблем площади ряд отдаленных точей городского комплекса и, с другой стороны, сделать площадь средоточием больших магистралей, по возможности симметрично и перпендикулярно сходящихся в центре площади.
Из подробно рассказанной и описанной современниками истории конкурса на проект площади Людовика XV в Париже мы знаем, что ни один из представленных проектов не удовлетворил королевское жюри, и в итоге соревнования «первому архитектору короля» — Ж.-А. Габриелю было поручено разработать новый проект. В поручении прямо предписывалось составить окончательный проект площади на основе лучших конкурсных проектов. Первый архитектор короля призван был синтезировать разнохарактерные предложения, сделанные его коллегами.
Проект Габриеля, осуществленный в 1753-1755 годах и давший жизнь нынепшей площади Согласия (так впоследствии стала называться площадь Людовика XV), явился, однако, не только синтезом многих проектов его современников, но в известной степени синтезом всех ансамблевых исканий французской архитектуры XVII и XVIII столетий. Этот синтетический характер ансамбля, созданного в эпоху начавшейся борьбы нового классицизма с традициями барокко, придает такое исключительное значение проекту Габриеля.
Первый вопрос, поставленный заданием, — о выборе места для новой площади — Габриель решил в соответствии с чисто экономическими соображениями заказчиков. Громадное большинство конкурсных проектов предлагало, как мы видели, устройство площади в густонаселенных частях города, что требовало очень значительных издержек по выкупу участков. По проекту Габриеля под новую площадь отводился громадный пустырь, расположенный к западу от парка Тюильри, на берегу Сены. Этот пустырь отделял западную границу парка от начала большой дороги, ведшей по направлению к Версалю. На плане города Парижа, составленном в 1615 году Матье Мерианом, сад Тюильри с западной стороны непосредственно упирается в границу города — городскую стену, обнесенную рвом. Здесь, собственно, кончался город, и королевский дворец Тюильри с парком приходился на крайнюю западную его окраину. План Парижа, составленный в 1575 ГОДУ Жувеном де Рошфором, показывает направление большой дороги, начинавшейся несколько западнее Тюильрийского парка и называвшейся тогда «Авеню де Тюильри»; эта дорога, однако, не доходит вплотную до парка, и между началом авеню и западной границей парка расположен пустырь, частично засаженный деревьями; с юга этот пустырь переходит в берег Сены, с севера смыкается с предместьем Сент-Оноре. В плане начала XVIII века мы видим, что соседний Тюильрийскому парку пустырь используется под большие открытые склады мрамора и других строительных материалов.
Это именно место и было выбрано для новой площади. Помимо основного хозяйственного соображения (пустырь принадлежал королевскому двору, и для новой площади не приходилось выкупать земель), избранное место обладало целым рядом преимуществ. Прежде всего, оно находилось непосредственно перед королевской резиденцией. Обширный участок имел естественную границу с южной стороны — берег реки. Наконец (что не менее важно), этот участок соединял Тюильри с дорогой на Версаль и с новыми, только начавшими застраиваться и развиваться кварталами, тогда еще предместьями Парижа. И проект Габриеля отлично использовал все эти особенности территории.
Архитектурное решение площади Людовика XV началось с определения и закрепления внешних границ новой площади, центром которой должен был бьпъ монумент короля. Габриель определяет эти границы таким образом, что собственно архитектурные массы замыкают площадь только с одной стороны — северной: здесь воздвигаются два одинаковых здания, разрыв между которыми, протяжением в 15 туазов (около 30 м), образует улицу Рояль, вливающуюся в площадь по ее центральной, северо-южной оси. Таким образом, только с севера площадь получает «стену», со всех других сторон ее границы намечены не зданиями, не архитектурными массами, а другими формами. Зато эта северная граница крепко «держит» пространство площади, образуя чрезвычайно внушительный барьер: каждое из двух рядом поставленных одинаковых зданий имеет длину около 94 м> таким образом, общая протяженность северной «стены» площади вместе с разрывом составляет около 220 м. К югу от этих двух Габриелевых дворцов простирается самая площадь, занимающая пространство 245 X 170 м. Действительные размеры площади еще больше, но проект Габриеля выделяет из всего пространства именно эту территорию, отграничивая ее, как мы увидим ниже, балюстрадой. С южной стороны границей площади является река, в пространство которой площадь непосредственно переходит. С востока площадь примыкает к Тюильрийскому парку: со стороны площади устраивается въезд в парк через мост, самый же парк отграничивается от площади помимо рва подпорной стеной, скрадывающей разницу уровней. Наконец, с четвертой, западной стороны, площадь граничит с зелеными насаждениями Елисейских полей и дает начало широкой прямой аллее, направленной в сторону Версаля. Легко заметить, что, придавая новой площади правильную прямоугольную форму, Габриель стремился всячески избежать характера закрытой площади. Организация пространства, создание четких прямоугольных границ достигается не путем обстройки площади какими-либо зданиями, а, скорее, путем своеобразного плоскостного расчерчивания самой площади: рвы шириной от и до 12 туазов (22-24 м), обнесенные балюстрадами, выделяют тот прямоугольник, который, собственно, и образует самую площадь. Через рвы перекинуты мосты: семь мостов со стороны Елисейских полей, один мост у входа в Тюильри; балюстрады в угловых пунктах прерываются «караульнями» и «сфинксами»; первые представляют собою сооружения павильонного типа, увенчанные скульптурными группами, вторые — скульптурные фигуры на невысоких постаментах. Рвы и балюстрады, образующие рисунок самой площади, замыкают ее пространство в прямоугольник со срезанными углами: длина каждой такой срезки равна 42,9 м — перед нами явное влияние той графической формы площади, которая дана была Ардуэн-Мансаром в площади Вандом. В центре прямоугольника, в точке пересечения двух осей — северо-южной и западно-восточной — устанавливается статуя короля (конный монумент, выполненный Бушардоном и снесенный впоследствии—в годы революции). Первую ось образует линия, идущая от центра улицы Рояль (между двумя дворцами Габриеля) через площадь перпендикулярно к реке; вторая ось соединяет Елисейские поля с входом в Тюильрийский парк. По обеим сторонам от статуи к северу и к югу, на расстоянии 32 туазов от нее (62,4 м), ставятся фонтаны, в свою очередь приходящиеся на оси двух магистралей, вливающихся в площадь с западной стороны, по бокам от Елисейских полей. Эти две магистрали, входящие в площадь под углом, образуют вместе с основной осью — авеню Елисейских полей — как бы три луча, сходящиеся в одной точке, и точкой этой являются ворота королевской резиденции — Тюиль-рийского парка; в новом виде здесь повторена схема Версаля, также соединяющая три луча дорог в центральной точке королевского дворца.
Как видим, в композиции площади Людовика XV, созданной Габриелем, можно отчетливо различить черты, идущие от архитектуры XVII столетия. Городская площадь трактуется как импозантное преддверие к королевской резиденции, как своего рода аванкур перед дворцовым парком Тюильри. В расположении магистралей, вливающихся в площадь, сохраняется принцип сходящихся лучей Версаля. Влияние Версаля сказывается, бесспорно, и на самых приемах планировки площади: плоскостная, графическая разбивка пространства площади имеет много общего с плоскостной разбивкой Версальского парка на отдельные плато, площади, «ковры».
Наконец, самый рисунок площади воспроизводит в переработанном виде рисунок плас Вандом. Однако со всеми этими чертами, восходящими к ансамблям XVII века, композиция Габриеля создает совершенно новый тип городской площади. В этом целостном сочетании старого с новым — сила Габриеля и созданного им ансамбля. Площадь Людовика XV —яркий образчик открытой площади: архитектор раскрывает пространство, он не считает нужным физически отграничивать ансамбль какими-либо четкими материальными пределами в виде тех или иных замыкающих площадь зданий. С двух сторон площадь переходит в массу зелени (Елисейские поля и Тюильри), с третьей стороны — в гладь реки, и только одна сторона обладает «стеной», но и эта стена открывает в своем разрыве прямую перспективу на улицу Рояль с завершающим ее зданием церкви Мадлен. Это здание, расположенное вне ансамбля площади на расстоянии целых 175 м от ее начала, включается в архитектурный ансамбль именно благодаря этой прямой перспективе, связывающей фасад церкви с фасадами Габриелевых дворцов.
Открытый характер площади определяется не только тем, что она не имеет материально замкнутых границ, но и тем, что с площадью непосредственно связаны магистрали, открывающие прямые перспективы на отдаленные пункты города. Площадь оказывается центром, с которого можно наблюдать ряд отдаленных точек города. В то же время площадь соединяет собою отдельные значительные части городского комплекса: город, некогда кончавшийся здесь, приобретает вместе с созданием площади новое направление своего роста и площадь сама служит связующим звеном между старой частью города и новыми предместьями.
Габриель вобрал в свое ансамблевое творчество целый ряд идей, выдвинутых его современниками, — идей, намеченных в ряде других проектов. Тип площади-набережной, принцип открытого пространства, связь отдельных частей города с площадью, наконец, прямые перспективы, раскрывающиеся по осям-магистралям, — все эти начала ансамблевого построения были выдвинуты архитектурой XVIII века и обусловлены новым пониманием идей города и городского ансамбля. С этими принципами непосредственно согласован прием установки архитектурных «ориентиров» как средства связи между отдаленными точками городского комплекса. Ансамбль, созданный Габриелем, позволил в дальнейшем широко применить этот прием, и, находясь на площади Согласия, мы воспринимаем целый ряд отдельных архитектурных точек как бы включенными в единый ансамбль. Такова арка Триумфа на площади Звезды, завершающая перспективу Елисейских полей, такова упомянутая церковь Мадлен, таков, на той же оси, портик Бурбонского дворца, обращенный к площади Согласия с другого берега Сены.
Но площадь Согласия зрительно и пространственно связана не только с этими отдельными архитектурными точками: непосредственно к ней примыкают обширный зеленый клин Елисейских полей — с западной стороны, Тюильрийский сад — с восточной, гладь реки — с южной. Продолжая это непосредственное соседство, ко всему этому обширному комплексу садов, аллей, набережных примыкают в некотором отдалении внушительный ансамбль Дома инвалидов с высоким куполом своего собора —с юго-запада, и мощный массив Лувра —с востока. Площадь, когда-то задуманная Габриелем как «аванплац» перед королевским дворцом, оказывается средоточием громадного пространства, наполненного разнообразными архитектурными построениями.
Обширный район города архитектурно тяготеет к площади Согласия, она является узлом, стягивающим главные магистрали парижского центра. Этот громадный ансамбль как бы собирает в одном фокусе черты парижского архитектурного пейзажа. Художественная ценность этого пейзажа не в отдельных зданиях, не в примечательных памятниках различных эпох французского зодчества. Самое пространство, организованное и вправленное в четкие, легко воспринимаемые архитектурные рамки; ясно читаемые масштабы отдельных архитектурных элементов, дающих направление движению и взгляду; простор открытых площадей и прямых магистралей, простор, легко обозримый благодаря четким архитектурным ориентирам, которые связывают между собой отдельные части города,— вот что определяет характер архитектурного ансамбля, центром и сердцем которого является площадь Согласия.
Есть идеи? Мы реализуем!
Напишите нам и мы поможем с самыми дерзкими идеями