Скульптор Бернини
Скульптурные произведения Лоренцо Бернини —одно из самых ярких пластических впечатлений Рима. Ослабить это впечатление не в силах даже соседство с великими памятниками античности и Возрождения, которыми так богаты хранилища, дворцы, храмы и площади итальянской столицы. Скульптурные группы, статуи, фонтаны и портретные бюсты, созданные Бернини, выделяются среди этих богатств особой, им присущей силой образного воздействия, они привлекают к себе внимание с первого же взгляда и остаются навсегда в памяти зрителя.
Биографы Бернини с некоторым удивлением отмечали, что в его жизни, редкой по продолжительности, почти безраздельно господствовали признание и успех, и даже отдельные неудачи, которые могли бы в судьбе другого мастера стать причиной драматической коллизии, по-своему служили лишь к вящей славе знаменитого художника. Ему расточали лесть и в папском Риме, центре католичества, и в Париже Людовика XIV, центре европейского абсолютизма. Обласканный монархами и князьями церкви, он сам был принят в лоно аристократии — титул «кавалера» сделался неотделимым от его имени художника-профессионала. Он вел жизнь владетельного князя искусства — жизнь, наполненную в то же время неутомимым трудом. Из Рима его слава разнеслась по всей Европе, доставив ему почести, никогда ранее не воздававшиеся ни одному художнику и сделавшие его поездку во Францию, ко двору «короля--солнца», подобной, скорее, визиту одного монарха к другому.
Если судить по данным внешней биографии, и только по ним, Бернини были чужды какие-либо трагические переживания, рождавшиеся из тягостных противоречий его века, одного из самых сложных и противоречивых в новой истории. Люди, знавшие Бернини и оставившие письменные о нем свидетельства, отмечали его жизнерадостный темперамент, остроумие, необычайную работоспособность, широту интересов. Разносторонностью своих дарований (он бьш не только гениальным скульптором и одним из самых выдающихся архитекторов XVII столетия, но и замечательным рисовальщиком, театральным декоратором и постановщиком, наконец, живописцем) Бернини напоминал больших художников предыдущего века — людей Высокого Возрождения.
Сын художника, он, подобно большинству мастеров Ренессанса, жил в атмосфере искусства с детских лет, обнаружив в самой ранней юности свой удивительный художественный дар. Его первые ученические работы были отмечены явным влиянием отца, способного, но в конечном счете посредственного скульптора. Лоренцо Бернини было семнадцать лет, когда он выполнил группу «Эней и Анхиз», и двадцать пять, когда он показал своему первому знатному заказчику, кардиналу Боргезе, своего «Давида». Затем в течение нескольких лет последовали двухфигур-ные группы «Похищение Прозерпины» и «Аполлон и Дафна», составившие ему широкую известность в кругах римской знати. В дальнейшем биография Бернини — это история выполненных им громадных по объему и количеству архитектурных и скульптурных работ. Папы, сменявшиеся на римском престоле, поручали ему строить и перестраивать соборы и церкви, воздвигать фонтаны, заказывали надгробные монументы, статуи, скульптурные группы. В центре его строительной деятельности находятся обширнейшие работы, связанные с собором Петра, главным храмом Рима. В течение почти десяти лет —с 1624 по 1633 год —Бернини воздвигал в главном нефе собора грандиозную сень — табернакль, поразившую современников необычностью архитектурных форм; в течение двенадцати лет строилась знаменитая «колоннада Бернини» на пред-соборной площади. На протяжении ряда десятилетий сооружались из камня здания, высекались из мрамора монументы, надгробия, фонтаны, создавались скульптурные портреты — простой перечень произведений Бернини занял бы много страниц.
Эта кипучая деятельность не ослабела и в преклонные годы мастера. Ему было шестьдесят семь лет, когда по приглашению французского двора он отправился в Париж с проектом нового фасада Лувра. Здесь он выполнил мраморный бюст и конную статую Людовика XIV; вернувшись в родной. Рим, Бернини продолжал строить, сечь мрамор, рисовать.
Большая серия мастерски выполненных автопортретов дает представление о его одухотворенном и мужественном облике на самых различных этапах жизненного пути.
Основоположник скульптуры кватроченто изобразил героя только что свершившим свой подвиг: бронзовый «Давид» Донателло опустил меч, левая нога юноши попирает голову поверженного врага, глаза устремлены вниз — к телу Голиафа. Скульптор XV столетия, один из зачинателей Возрождения, облекает в пластический образ законченное, завершенное действие как свершившееся деяние — изображение отличается предельной уравновешенностью композиции. Стройная фигура юного победителя соединяет почти детскую грацию несформировавше-гося тела с торжествующей решительностью движений. Поза, жест, пластика совместно выражают конечный итог действия — ставший уже статичным результат только что закончившейся борьбы. Микеланджело избрал для своего Давида совсем иную ситуацию, иной момент той же драматической коллизии — вместо исхода борьбы здесь ее начало; герой только готовится нанести решительный удар; еще неизвестно, чем кончится неравный бой мальчика с великаном, но прекрасное и грозное лицо Давида уже говорит зрителю о том, что перед ним — будущий победитель. В мускулатуре не выражено никакого преувеличенного напряжения, фигура поставлена в свободной, спокойной позе, но в повороте головы, движении руки, держащей пращу, в этой волевой готовности к борьбе уже содержится все последующее действие, уже раскрыта динамика образа. Бернини не идет ни по пути Донателло, ни по пути Микеланджело. Он избирает не начало и не завершение, а самое действие, показывая своего героя в наиболее напряженный момент схватки — с лицом, полным ненависти к врагу, в позе, разрушающей самые возможности композиционного равновесия, в предельно резком развороте всего корпуса, склоненного и изогнутого в сложном контрапосте. Поза бойца представляет собой как бы пружину, готовую развернуться, — все в этой позе выражает уже не только готовность к схватке, но предельное напряжение, все члены и мускулы тела участвуют во взмахе рук, готовых метнуть в противника смертоносный камень. Фигура резко смещена со своей вертикальной оси —наклоном корпуса вправо, широким размахом шага с упором на правую ногу, движением обеих рук- в правую же сторону. Герой показан не неподвижным, как у Донателло и Микеланджело, а в позиции, как бы выхваченной из стремительного круговорота, подобного тому, какой делает дискобол в момент метания диска.
В гневной, почти злобной мимике лица резко подчеркнут сжатый рот, сжатый до того крепко, что губы фактически не видны — боец закусил их «до крови». Столь же резкими линиями очерчен лоб, где вертикальные складки гнева переходят в насупленные надбровья, образуя физиономическую маску ярости. Скрытое движение микеланджеловского Давида, сила внутреннего спокойствия, выражавшего и готовность к борьбе, и уверенность в ее исходе, это мудрое равновесие образа, показанного прежде всего «изнутри», — все это было для мастера XVII века уже недостаточным: «Давид» Бернини знаменовал переход к открытому движению, к новой трактовке скульптурного образа, к стилю, в котором смелая новизна пластических приемов означала вместе с тем утрату многого из созданного Микеланджело и его веком.
Две скульптурные группы Бернини из виллы Боргезе — «Аполлон и Дафна» и «Похищение Прозерпины» — объединены известным параллелизмом сюжетов, имеющих в своей основе античные мифы. В каждой из групп изображается борьба двух существ, сопротивление героини герою—нимфы Дафны, убегающей от преследующего ее Аполлона и, чтобы не достаться ему, превращающейся в лавровое дерево, и Прозерпины, борющейся с завладевшим ею подземным богом Плутоном.
Эти параллельные сюжеты разработаны скульптором с исключительной композиционной и пластической последовательностью и новаторской смелостью.
Группа «Аполлон и Дафна» наполнена стремительным движением. Она изображает погоню, бегство, превращение. Композиция группы не просто «динамична» (как динамичны многие скульптурные группы, созданные поздней античностью, например фигуры Пергамского алтаря) — здесь речь идет о сложном, многосоставном и внутренне противоречивом движении, облеченном в пластический образ. Аполлон уже настиг Дафну, уже его рука касается стана девушки, но именно в это мгновение обнаруживается тщетность его усилий, тщетность всей стремительной погони. Хотя нимфа продолжает свой безнадежный бег, она уже недосягаема, уже началось ее превращение в лавровое дерево — чудесная «метаморфоза», кладущая конец всей борьбе, всему движению.
Именно на этом основана трактовка мифа об Аполлоне и Дафне, трактовка, обнаруживающая и другую черту художественного метода скульптора. Можно говорить не только о подчеркнутой сюжетности его групп, но и о «программности» их построения. Сюжетом «Аполлона и Дафны» является не просто широко известный мифологический эпизод, а совершенно определенная литературная обработка этого эпизода — рассказ о бегстве и превращении Дафны в «Метаморфозах» Овидия. Стихотворение римского поэта дало скульптору подробную тематическую «программу», и ближайшее рассмотрение показывает, что Бернини следовал этой программе весьма точно.
«Похищение Прозерпины» представляет собой не менее замечательное изображение борьбы двух существ, в котором со всей остротой использована пластическая сила контраста и движения. Громадная чудовищная фигура бородатого Плутона, повелителя темного подземного мира, показана в схватке с нежной, женственной Прозерпиной. Фигуры соединены в резко асимметричном сочетании и в столь же резком масштабном противопоставлении. Исход схватки очевиден: силы слишком неравны, но скульптурная группа изображает все же не победу Плутона, а момент борьбы и безнадежного сопротивления. К пластическому и масштабному контрастам присоединяется, усиливая их, контраст в обработке самого материала, в фактуре мрамора: шероховатая, грубая поверхность могучего корпуса Плутона сочетается с полировкой и нежнейшей фактурной обработкой тела Прозерпины. Как и в «Аполлоне и Дафне», программность является здесь основой композиции — чертой не менее существенной, чем трактовка движения и борьбы.
Римский собор св. Петра может быть назван своеобразным музеем Бернини. В истории этого здания Бернини завершает длинный ряд знаменитых строителей, воздвигавших собор на протяжении столетия, — от Браманте и Сангалло до Микеланджело и, далее, Джакомо делла Порты и Карло Мадерны. Именно Бернини придал самому прославленному храму Рима его окончательный облик, введя в архитектуру собора такие дополнения и изменения, которые радикально преобразовали все, что было сделано его предшественниками.
Еще находясь на значительном расстоянии от здания, попадаешь в орбиту архитектурных форм, созданных Бернини. Гигантская колоннада охватывает предсоборную площадь, как бы продолжая собор вне самого здания. Эта колоннада составляет сама по себе громадный архитектурный организм, распространяя влияние собора далеко за пределы его стен. Бернини как бы встречает зрителя задолго до того, как он вошел в храм, ведет его по площади, охваченной мощным овалом колоннады, проводит через целый лес этих колонн, снова встречает, уже внутри собора, где в вестибюле стоит берниниевская конная статуя Константина Великого, не отпускает от себя на всем протяжении огромного соборного нефа и, наконец, подводит в самом конце этого нефа к «Таберна-клю» и «Кафедре св. Петра», самым сложным и самым эффектным композициям, какие когда-либо создавались в архитектуре интерьера. Центральное место внутри собфа занимает выполненный Бернини та-бернакль — грандиозный балдахин, вздымающийся своими витыми колоннами почти на высоту пятиэтажного дома, под микеланджеловским куполом собора.
Но, пожалуй, не менее громко, чем голос Бернини-архитектора, звучит в соборе св. Петра голос Бернини-скульптора. Как уже сказано, в начале главного нефа, в пределах паперти, поставлена конная статуя, изображающая императора Константина с устремленной вверх, к небесному видению, головой, верхом на вздыбленном коне, на фоне огромного, выполненного из искусственного мрамора полотнища-знамени, покрытого сложным резным узором и как бы колеблемого стремительным вихрем. Противоположный конец главного нефа замыкается «Кафедрой св. Петра» — сложнейшим многоярусным построением высотой в целых 30 метров, с шестиметровыми бронзовыми статуями святых в нижней части сооружения, с барельефом, украшающим спинку золоченого трона, — в центре, с многочисленными фигурами стоящих, парящих и несущихся в разные стороны ангелов и путти, с декоративными клубящимися облаками, пучками золотых лучей, картушами, волютами, эмблемами, орнаментальными узорами, сияющим голубем и еще множеством других аллегорических и декоративных атрибутов.
В обоих надгробиях применены многообразные декоративные эффекты: белизна мрамора становится особенно интенсивной среди массы цветного камня. Неожиданное соседство «живых» изваяний со скелетом, бронза и позолота геральдических картушей, игра складок тяжелых папских мантий, узоры шитья, орнаменты регалий —все это призвано ошеломить зрителя. Аллегорические фигуры трактуются не как нейтральные олицетворения той или иной общей идеи, а как активные участники действия: эти фигуры, показанные в стремительных поворотах, с выразительной мимикой и экзальтированными жестами, как будто выражают идею надгробия, разыгрывают перед зрителем немые, сцены оплакивания и прославления.
Невольно, но неизбежно возникает сопоставление папских надгробий Бернини в соборе св. Петра с микеланджеловской гробницей Юлия II, осуществленной только в малой части гениального замысла. Это сопоставление быстро обнаруживает в монументах Бернини измельчание идеи и ее пластического выражения. «Рабы» Микеланджело — не аллегория, а образ философского раздумья о жизни и человеке, «Моисей» — не каноническое изображение библейского пророка, а воплощение неукротимого человеческого дерзания, томления пленного духа и его освобождения, образ человека-титана, осмелившегося говорить с божеством, — сменились в надгробиях Бернини официальным славословием «наместнику Петра», льстивой пантомимой аллегорических фигур у подножия скульптурного монумента.
Из других скульптурных работ Бернини в соборе св. Петра (а помимо двух многофигурных надгробий пап им выполнены еще гробница герцогини Матильды с женской фигурой в рост, далее, уже упомянутые статуи и скульптурные группы в «Кафедре св. Петра», далее, по его проектам осуществлены многочисленные декоративные детали отделки столбов, пилястров, сводов, ниш, главного нефа и капелл) наиболее значительной является статуя Лонгина. Фигура римского воина-святого, установленная в одной из ниш главного нефа, отличается широтой и выразительностью жеста обеих рук, образующих диагональ, и безупречной пластической разработкой деталей. И все же в этой статуе театральная нарочитость позы берет верх над правдой образа. То же — в еще большей степени — относится к берниниевским «Пророкам» из церкви Санта Мария дель Пополо, к «Св. Бибиане» в одноименной церкви. Наконец, известная фигура св. Людовики Альбертони в римской церкви Сан Фран-ческо а Рипа, изображающая героиню лежащей на смертном одре, с лицом, несколько напоминающим лицо Терезы, и с запрокинутой в последнем вздохе головой, — произведение высокого мастерства, отмеченное той же театральной условностью, той же подчеркнутой патетикой движения, позы, жеста, которые стали почти обязательными признаками церковных изваяний римского барокко.
Вот почему никак нельзя согласиться с теми исследователями, которые пытаются представить скульптурный цикл собора св. Петра чуть ли не вершиной творчества Бернини, а статуи пророков и «Св. Альбертони» превозносят за религиозный пафос, которым наделены эти изваяния. В действительности ничто так не мешает верной оценке того великого, что создано Бернини-скульптором, как сам Бернини — автор виртуозных по выполнению, но риторичных и холодных монументальных надгробий и фигур в соборе св. Петра и в других римских храмах. Достаточно отойти от ниши, где позирует воздевший руки к небу Лонгин, или от подавляющего своим патетическим великолепием надгробия папе Урбану VIII и вернуться к скромной нише того же собора, в которой находится небольшая мраморная «Пьета» Микеланджело, чтобы различие между внутренней правдой и внешним эффектом выступило с неопровержимой убедительностью. «
Но есть среди церковных композиций Бернини одна, в которой мастерство скульптора оказалось выше всего того, что предписывалось ему папским Римом, выше всего, что он сам изобретал и строил в соборе св. Петра.
Этот эффект продуман, подготовлен и осуществлен с неподражаемым мастерством. Ведь сама скульптурная группа изображает сон, видение во сне — и все сделано для того, чтобы заставить зрителя именно так воспринимать эту сцену. Этой цели служат и густые пучки золотых лучей, озаряющих задний план, и клубящиеся облака, на которых полулежит спящая Тереза. Но удивительная вещь —чем больше всматриваешься в нишу «Алтаря Терезы», в лица и фигуры спящей женщины и привидевшегося ей крылатого юноши с золотой стрелой, тем все более отчетливой становится в высшей степени «земная», лишенная и тени мистицизма трактовка темы. Дерзкий замысел художника и его виртуозное исполнение находятся в полной между собой согласованности.
Надо прежде всего заметить, что этот замысел, подобно сюжетам ранних двухфигурных групп Бернини, имеет совершенно определенную «программную» основу. Это не просто изображение видения или «экстаза» некой святой, а «литературный» сюжет, воплощенный средствами скульптуры. Установлено, что композиция берниниевской «Терезы» полностью соответствует тому описанию, которое подлинная Тереза—испанская монахиня XVI века — оставила в своих записках: в них говорится и об «ангеле в плотском образе», привидевшемся ей во сне, и о стреле, направленной ей в сердце, и о «сладкой боли», которую она при этом испытала.
Скульптурное изображение «Экстаз св. Терезы» — замечательное достижение Бернини и всего искусства XVII столетия. Фигура спящей женщины закутана плотной одеждой, покрыта тканью голова, открытыми оставлены только лицо, кисть руки и обнаженная ступня. Масса глубоких и густых складок заполняет большую часть изображения, но это не инертная «драпировка», а наполненное движением и страстью пластическое целое, передающее зрителю волнение, глубоко скрытое под личиной сна. Это волнение с поразительной силой запечатлено и в лице спящей, в этом сочетании закрытых глаз и полуоткрытого в стоне и вздохе рта, в бессильно опущенной кисти левой руки и полусжатой правой, в обнаженной ступне.
В этом глубоком и тонком психологическом «разоблачении» религиозного экстаза нет и следа той многословной патетики, которая присуща другим церковным композициям Бернини. Пластика «Терезы» — поразительный образец художественного лаконизма, усиленного в своей выразительности тяжелой пышностью обрамления и декоративными аксессуарами. Все это отступает в тень рядом с впечатляющей силой основного пластического приема, в котором контраст «дышащих» складок и неподвижного, но полного страстной муки лица говорит больше, чем все аллегории, чем все патетические жесты и стремительные движения многофигурных надгробий из собора св. Петра.
Долгая жизнь-Лоренцо Бернини охватывает без малого почти весь XVII век. Автор колоннады Петра и «Алтаря Терезы» может быть назван в полном смысле этого слова сыном XVII столетия, одним из наиболее характерных его представителей в итальянском и европейском искусстве. Но в XVII веке, в одно время с Бернини, жили и творили Рембрандт—в Голландии, Веласкес —в "Испании, несколько ранее их Рубенс—во Фландрии. Какое место занимает римский мастер среди великих реалистов, его современников? Как объяснить тот факт, что в творчестве самого Бернини мысль и мастерство новатора, прокладыва-теля новых дорог, связывающих искусство ваяния с жизнью, сочетались с художественным служением самой реакционной силе века — папской власти и возглавляемой ею контрреформации? Какой в свете этого сочетания должна быть конечная оценка творческого наследия Бернини?
В творчестве Лоренцо Бернини все эти новые требования нашли разностороннее отражение. Великий художник и строитель, он работал всю жизнь в Риме, в непосредственной близости к папской власти, сумевшей быстро оценить, какую мощную силу представлял собой его исключительный дар. Когда Урбан VIII, бывший кардинал Барберини, один из самых активных политиков контрреформации, при своем вступлении на папский трон сказал, что великим счастьем для него является то обстоятельство, что кавалер Бернини живет в период его, Урбана, понтификата,—это не было пустым комплиментом. Впрочем, не только Урбан VIII Барберини, но и его предшественник, Павел V Боргезе, и его преемники — Александр VII Киджи, Иннокентий X Памфили — все эти сменявшиеся на папском престоле представители римской аристократии возлагали на Бернини свои надежды и расчеты, загружали его заказами, открывая перед ним самое обширное поле архитектурной и художественной деятельности. И Бернини полностью использовал эти возможности, осуществив громадные строительные проекты и наполнив скульптурными композициями не только гигантский неф собора Петра, но и такие римские храмы, как Санта Мария делла Виттория, Санта Мария Маджоре, Сант Андреа делла Фратта, Санта Мария дель Пополо, а также собор в Сиене и еще ряд других.
Но — примечательная черта — творчество Бернини, исторически тесно связанное с папским Римом XVII столетия, в своих лучших проявлениях отрывается от всего мира идей и устремлений этого последнего и —как творчество каждого подлинно великого художника —с поразительной силой по-своему выражает прогресс человеческой мысли в ее борьбе за познание мира и человека.
Энгельс, посетив Страсбургский собор, написал, что архитектура этого собора воочию показывает, что может сделать столетие, если оно охвачено единой идеей. Эти слова были сказаны о веке готики. В отличие от эпохи, о которой говорил Энгельс, XVII столетие менее всего наполнено «единой идеей». То был один из самых сложных и внутренне противоречивых периодов в развитии европейского общества. В Италии—стране Возрождения — на длительное время утвердилась феодально-клерикальная реакция, в ту самую пору, когда в Англии созревала и разразилась буржуазная революция, когда другая значительная европейская страна, Голландия, уже стала, по словам Маркса, «образцовым буржуазным государством», а во Франции окрепла и достигла наивысшей силы светская абсолютистская монархия, опиравшаяся и на аристократию, и на верхние слой буржуазии. Иезуитский орден и святейшая инквизиция прилагали все усилия, чтобы задушить или, в лучшем случае, повернуть вспять развитие человеческой мысли, а в то же время научное познание мира одерживало все новые победы —в астрономических вычислениях и гипотезах Кеплера, в «Рассуждении о методе» Декарта, в новых географических и физических открытиях.
Легко видеть, какого безбоязненного разрыва с многими и многими канонами требовала самая постановка подобных задач. Бернини пошел на этот разрыв, не останавливаясь в своих экспериментах перед декоративными чрезмерностями и подчас натуралистическими эффектами. Но в этих экспериментах, как и в многочисленных и счастливых пластических находках, создавались новые, недоступные прошлому качества скульптуры, и с новой, неведомой ранее силой пластический образ передавал зрителю самые сложные и тонкие движения души, стремительную динамику самой жизни. Один из важных путей усиления образного воздействия искусства Бернини видел в сочетании средств скульптуры со средствами архитектуры. Совмещая в себе мастера этих обоих искусств, он мыслил категориями их «синтеза». Пластичность его архитектурных построений совпадает с «архитектурным» началом в его монументальных скульптурных композициях. Он шел еще дальше, нередко стирая грань между архитектурной и скульптурной формой, придавая архитектурным ордерным деталям характер обрамлений, подножий, фонов к скульптурным группам, фигурам, рельефам. И здесь дело не обходилось без преувеличений и чрезмерностей. Но в лучших произведениях Бернини достигнут замечательный «унисон» скульптурных и архитектурных форм.
Фонтан — своеобразный и давний жанр монументально-декоративной скульптуры — привлек внимание Бернини и в силу местной, чисто римской традиции, отводившей источникам воды такое большое место в жизни города, и по более глубоким творческим мотивам. В этом жанре связь скульптурных начал с архитектурными особенно тесна. К синтезу этих двух начал присоединяется третье: живая природа, непосредственно участвующая в художественной композиции фонтана в виде потоков, струй, брызг, взлетов и падений воды.
Бернини работал над фонтанами как над серьезной и глубокой художественной темой. Его рисунки и наброски показывают, какое творческое влечение он к этой теме испытывал. Два фонтана на площади На-вона — большой фонтан, «Четырех рек», и малый, так называемый «Иль Моро», фонтан «Тритон» на площади Барберини и, наконец, «Треви», крупнейший из римских фонтанов, выполненный много лет спустя после смерти Бернини на основе его проектов, — таковы главные работы скульптора в этом жанре.
Фонтан «Четырех рек» на удлиненной прямоугольной площади представляет собой композицию из обелиска (подлинного египетского памятника, доставленного в Рим еще в античные времена), водруженного на грот, по четырем сторонам которого размещены мужские фигуры, олицетворяющие четыре великие реки земного шара: Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату. Подножием этого архитектурно-скульптурного построения служат глыбы камня, набросанные в виде диких скал, фрагментов нетронутой природы. Отточенная узкая призма обелиска высится своими предельно четкими очертаниями над хаотической массой грота и камней, из которых бьют в разные стороны стремительные токи воды. Четыре аллегорические фигуры восседают или полулежат в живых, очень выразительных позах, упираясь руками в скалу или как будто ворочая каменные глыбы.
Настойчивое стремление Бернини расширить средства и границы искусства, синтетически объединить образы, формы, материал разных искусств, усилить это сочетание такими средствами, которые ранее считались «внехудожественными», получает здесь, на площадях Рима, новое, в высшей степени наглядное выражение.
Новаторские искания Бернини направлены, однако, не только к решению новых, соблазнительно трудных формальных задач. Пытливая исследовательская мысль человека нового времени проявляется в его искусстве отнюдь не для того лишь, чтобы показать в мраморе, как нежные пальцы Дафны превращаются в ветки лаврового дерева или как в том же белом мраморе зритель видит и тяжелый бархат кардинальской мантии, и сквозное кружево тончайшего узора, и теплый блеск тела. В исканиях Бернини проявилась сила критической мысли человека нового времени. Хотел он этого или не хотел —целый ряд его произведений объективно раскрывает подлинную человеческую сущность тех самых его современников, которых он призван был увековечивать и прославлять.
Эта сторона творчества Бернини с особой силой сказалась в портретных бюстах, занимающих столь важное место в его скульптурном наследии. Воздвигая пышные надгробия папам и кардиналам, Бернини не мог не видеть подлинной сущности всех этих Барберини, Киджи, Боргезе, Памфили, Фарнезе, аристократических фамилий, поставлявших Ватикану его владык в эпоху, прославившуюся не только гонениями на свободную мысль, преследованием Галилеева учения, но и неслыханной продажностью власти. Быть может, не отдавая себе полностью в этом отчета, Бернини в своих портретах показывал прежде всего «главную страсть» своих героев. Он создал в этом смысле новый тип скульптурного портрета. К своему портретному искусству он присоединил еще совершенно новое орудие художественного «разоблачения» — искусство карикатуры, одним из основоположников которого он по праву должен считаться.
Портретные бюсты, созданные Бернини^ относятся к самым различным периодам его жизни. Круг его моделей очень обширен: здесь и сменявшие друг друга папы, и герцог Ришелье, и Людовик XIV, и Констанция Буонарелли — страстная любовь скульптора, и кардиналы, члены папских семейств, и некий знатный англичанин мистер Бекер, и ученый—португальский врач Фонсека, и другие современники художника.
Портретный стиль Бернини — столь же новаторское явление в искусстве XVII века, как и его двухфигурные группы, как «Экстаз св. Терезы» и фонтанные композиции. С небывалой силой в пластику парадного скульптурного изображения вторглась в качестве главной темы трактовка человеческого характера, истолкование человека в его характерном, спрятанном глубоко внутри, сокровенном. Бернини сумел, как никто до него, не исключая и величайших скульпторов античности, понять и увидеть человеческое лицо как неделимое пластическое целое, находящееся в постоянном движении.
В высшей степени интересно свидетельство Доменико Бернини, сына и биографа мастера, о том, как его отец, готовясь начать работу над портретным бюстом, делал карандашные зарисовки модели обязательно в ее движении. Перед тем как выполнить бюст Шипионе Боргезе, Бернини зарисовывал кардинала во время его бесед с третьими лицами. Шантелу рассказывает, как Бернини таким же образом зарисовывал короля Людовика, присутствуя на заседании кабинета министров. Эти зарисовки, отмечает Бернини-сын, отнюдь не были «проектами» или эскизами будущего скульптурного портрета, они служили иной, вполне определенной цели: выяснению «главного», «сути» в облике портретируемого.
В мемориальном портрете врача Габриэле Фонсеки, выполненном в форме поясного горельефного изображения, заключенного в раму с фоном из темно-красного с белыми прожилками мрамора, сделана попытка «драматизации» портрета: корпус выступает из рамы, левая рука выразительным движением прижата к груди, смещая отороченный мехом край широкого кафтана, правая сжимает четки; лицо старика передает глубокую душевную эмоцию.
С мастерством Бернини-портретиста связана сравнительно мало известная область его творческого наследия. Бернини может считаться первым в истории искусства карикатуристом, зачинателем этого жанра художественной графики. В самом деле, известные карикатуры Леонардо да Винчи представляют собой своеобразные художественные эксперименты, направленные к изучению и графическому осмысливанию особенностей человеческого лица — его уродств и аномалий, опыты утрировки отдельных черт и физиономических деталей. Этим гениальным наброскам совершенно чужда сатирическая направленность, то есть именно то, что составляет основу карикатуры в современном смысле этого слова: они не высмеивают какого-то определенного человека путем подчеркнутой демонстрации смешных или отрицательных черт его облика, не изобличают его языком сатиры. Примерно то же следует сказать и о карикатурах Аннибале Карраччи. Карикатуры Бернини — сатирические портреты, построенные на сознательном преувеличении или деформации человеческого облика и имеющие прямой целью осмеяние совершенно определенного персонажа, конкретной личности.
Именно в этом смысле Бернини должен считаться отцом карикатуры как особого жанра изобразительного искусства. О том, что его первые опыты в этом жанре были величайшей новинкой для современников, свидетельствует Шантелу, рассказывающий, как Бернини, будучи в Париже, предложил набросать карикатуру на одного из придворных и как это вызвало общее недоумение, ибо «никто не слышал, что это такое».
Манера Бернини-карикатуриста очень своеобразна. Он сводит изобразительные средства к минимуму. Острый, лаконичный штрих очерчивает лицо или фигуру, задерживаясь только там, где надо выделить наиболее уязвимое. Так, одной беспощадной контурной линией «снимается» весь светский и духовный лоск с облика кардинала Боргезе, и зритель видит перед собой только разжиревшего старого прелата. Карикатура не щадит самого папу — та же неумолимая контурная линия показывает наместника святого Петра в постели, в виде общипанной птицы с папской тиарой на голове.
Рисунки Бернини-карикатуриста — не «шалости» знаменитого мастера, а продолжение искусства Бернини-портретиста. В этих рисунках — замечательных памятниках эпохи — по-своему говорит о себе критическая мысль человека нового времени, умеющего пренебрегать любыми канонами, любой догмой, переоценивающего любой авторитет, утверждающего безграничную свободу творческого сознания художника.
С этой беспримерной технологической вооруженностью в работе Бернини сочеталась столь же исключительная по своей детализации разработка каждой темы в мастерской скульптора. Он создавал множество эскизов и моделей — «боцетто», множество предварительных вариантов в рисунке и пластике; достаточно сказать, что для фигуры Лонгина в соборе св. Петра было выполнено двадцать два «боцетто», а в графическом наследии Бернини значительнейшее место занимают наброски к скульптурным композициям и отдельным фигурам.
Творчество Бернини-скульптора знаменовало не только расширение образных и пластических границ ваяния, но и новую вершину мастерства, новую ступень в художественном познании человека и мира.
Есть идеи? Мы реализуем!
Напишите нам и мы поможем с самыми дерзкими идеями