14.03.23
«Каждый проект - это шанс». Александр Балабин о работе архитектора и нюансах взаимодействия с заказчиками и строителями
28 февраля в Краснодаре архитектор Александр Балабин выступил с лекцией для студентов факультета Архитектуры и Дизайна Кубанского государственного университета. Лекция скорее напоминала неформальное общение, где были затронуты многие, волнующие будущих архитекторов вопросы.
Александр Балабин, основатель архитектурного бюро «Северин Проект», известен, прежде всего, проектированием коммерческих зданий и социальных объектов: кинотеатров, школ, детских садов. Но настоящую известность не только в России, но и за рубежом, ему принес один проект, который начинался весьма тривиально, как ничем не примечательная история, но об этом чуть позже.
Александр прошел путь от небольшой компании, занимающейся дизайном мебели и интерьеров, до генерального директора собственного архитектурного бюро, за его плечами годы практической работы, и он рад, что получил возможность поделиться важными моментами работы и собственным видением профессии, основанным на личном опыте. Выступление получилось крайне полезным как для студентов, так, как нам кажется, и для практикующих архитекторов и строителей. Мы изложили основные тезисы Александра Балабина, чтобы максимально точно донести до наших читателей суть лекции и основные аспекты, которые всегда нужно учитывать при реализации любого объекта.
«Каждый проект – это шанс»
За всю архитектурную судьбу, с учетом упорства и толики везения, архитектору удается воплотить в жизнь всего лишь 5-7 собственных проектов. Почему так мало? Чтобы работы стали осмысленными, должно пройти еще как минимум лет 10 после института, когда новоиспеченный специалист набирается опыта, когда он сам может создать объект, от начала и до конца объяв его своим разумом. После этого у архитектора остается еще 25-30 лет активной деятельности. От создания концепции до полной реализации объекта проходит в среднем 5 лет. По статистике до стадии строительства доходят 2 проекта из 10-ти. Таким образом, получается, что воплотятся в жизнь всего лишь 5-7 проектов. Это не значит, что больше не будет работы. Работа будет. Но некоторые проекты останутся лишь на бумаге, другие не приведут ни к чему особенному. Ситуации, когда происходит синергия между архитектором и заказчиком, возникают крайне редко. Поэтому к каждому проекту следует подходить как к шансу, ведь никогда не известно заранее, станет ли он тем, самым главным. Иногда кажется, что вот оно, то самое, но потом проект сворачивается, или его удешевляют, урезают, и ничего значимого из этого не выходит. А бывает наоборот – вначале кажется, что это скучная история, а затем она преобразуется в нечто такое, что приходит к человеку всего лишь раз или два в жизни.
Для Александра Балабина таким проектом стала винодельня в Анапском районе Краснодарского края. К нему обратилось винодельческое хозяйство, была поставлена задача запроектировать за 3 месяца бюджетную винодельню, чтобы за полгода ее построить и на следующий год принять урожай. Стали искать самые дешевые материалы, чтобы вложиться в бюджет, а затем предоставили заказчику эскизный проект. Но задачу ставил один человек, а решение принимал другой. И «дешево и сердито» оказалось не в его вкусе. Александру была дана свобода действий, и он с большим интересом окунулся в работу.
«Чем больше вы узнаете о процессе, о технологии, о бизнесе, тем проще вам вытащить проект на новый уровень»
Александр Балабин стал изучать типы виноделен, технологию производства вин и докопался до древнего принципа виноделия, когда сусло перемещается под действием силы тяжести, без использования механических средств. Чем меньше механическое давление на сусло, тем мягче выделяются цвет и аромат и тем лучше качество вызревающего вина. Для этого необходим перепад уровней в 10 метров, и рельеф местности Анапского края отлично подходил для создания винодельни гравитационного типа.
«Чем больше доверия вы будете вызывать у заказчика, тем с большей долей вероятности вы убедите его в целесообразности вашего решения»
«Каждому архитектору хочется себя выразить, реализовать полет фантазии. Но стоимость объекта – сотни миллионов рублей, и ваши идеи должны заслуживать того, чтобы заказчик понес такие расходы». Александр сумел донести заказчику свою идею, показать выгоду этого решения через экономическое обоснование бизнес-процессов.
«Архитектуре предшествует функциональное зонирование»
Это еще не архитектура, но важнейшая часть работы, когда нужно грамотно развести технологические, транспортные и людские потоки. И только после этого на получившуюся функционально оправданную конструкцию можно натягивать архитектурный стиль.
«В стиле главное – уместность»
Стиль должен подходить конструкции здания и его функциональным особенностям, а также не вступать в противоречие с особенностями местности и окружения. Вначале Александр сделал вариант винодельни под названием Тоскана, напоминающий итальянское палаццо. Это решение ему очень понравилось, ведь Италия славится виноделием, а внешний вид здания идеально ложится на окружающий ландшафт – холмы, виноградники и море. Но тут выяснилось, что в хозяйстве нет ни одной итальянской лозы.
«Когда вы что-то сделали, и вам это страшно понравилось, уберите эскиз в сторону и начните с чистого листа»
Это бывает непросто, но это того стоит. Только тогда можно расти над собой и выжимать максимальное количество идей из каждого заказа. Александр Балабин сделал еще несколько вариантов винодельни – немецкий в стиле Баухауса, швейцарский и северо-итальянский. Каждый по-своему был неплох, но ни один его не устраивал до конца. Хотелось чего-то еще.
«Мы все заложники традиций. Выбирать то, что диссоционирует с опытом, сложно»
Последний, пятый вариант винодельни, Александр Балабин сделал для себя. Ему захотелось создать честную вещь, как хорошее честное вино. А честный материал – это бетон. Прочный, технологичный, долговечный. Захотелось сделать здание, где нет декоративных панелей, где обнажается сама сущность объекта. В его варианте несущие конструкции являются и финишными. Поэтому все конечные устройства, раскладка инженерных сетей – все это стало элементами архитектуры. Фасад стал выражением всех процессов, происходящих внутри объекта. Внизу, где производство и хранилище, был создан брутальный технологичный объем из архитектурного бетона. А сверху, где дегустационный зал, - бионическая форма из стеклофибробетона, напоминающая морскую гальку. Этот вариант в итоге заказчик и выбрал!
«Кривая возникает только там, где она нужна»
«Весь цимус в том, что никогда не нужно тужиться и выдумывать какую-то сложность в архитектуре. Следуйте за технологией, за логикой процессов, которые должны быть в данном объекте. Это приведет вас к естественной сложности, и вы легко объясните ее и себе, и заказчику. Если вы рисуете кривую стену, вы должны сказать, почему. Кривая возникает только там, где она нужна. А не потому, что так красиво».
У винодельни все фасады разные, так как они выражают все процессы, происходящие внутри. В производственных помещениях, которые не нуждаются в большом количестве света, стены выполнены из архитектурного бетона с криволинейными окнами, создающими оптимальное естественное освещение. Там же, где находятся люди, фасад из стекла, который обеспечивает перспективу. Дегустационный зал, на самом верхнем ярусе винодельни, выполнен методом торкретирования стеклофибробетона и по форме напоминает морскую гальку. Фасад зала, выходящий на смотровую площадку, сделан из стекла, чтобы гости могли наслаждаться вкусом вина и шикарными видами на виноградники и море.
«Очень трудно сохранить свою идею до того момента, когда объект полностью построен»
Совсем не факт, что выбранный и одобренный заказчиком проект будет в точности реализован. Чтобы это произошло, важно побороть все противодействия: технологические, собственную лень, лень других людей. На строительной площадке друзей нет – каждый преследует свои интересы: строители – как бы сделать подешевле, инженеры – как бы попроще. Если не продумать все до конца, подробно не проработать каждую деталь, участвующую в технологическом процессе, никто другой этого не сделает. Это требует усилий, настойчивости, готовности к спорам и отстаиванию своего мнения. Только так можно создать функциональное и ценное с эстетической точки зрения здание.
Это в полной мере удалось Александру Балабину. В 2021 году винодельня «Скалистый берег» была номинирована на премию «Здание года» по версии международного архитектурного портала ArchDaily, а в 2022 году вошла в топ-100 лучших архитектурных проектов за последние 30 лет по версии профессионального журнала «Проект Россия».
ГК «Архитектура Благополучия» приняла активное участие в создании винодельни, ведь мы одни из первых начали производить изделия из стеклофибробетона в промышленном масштабе, и наш опыт потребовался для реализации самого сложного элемента винодельни – «гальки» ресторана бионической формы. После многочисленных совещаний, детальной проработки данных было решено не изготавливать панели из СФБ на производстве, а нанести стеклофибробетон на металлический каркас методом торкретирования непосредственно на объекте. Это решение оказалось верным, так как из-за сейсмологической опасности между панелями пришлось бы оставлять большие технологические швы, что негативно сказалось бы на эстетическом восприятии. Кропотливая ответственная работа, когда слой за слоем напыляется торкрет бетон, в итоге дала отличные результаты. «Галька» получилась естественной обтекаемой формы, удивительно меняющей общее восприятие фасада винодельни в зависимости от времени года, погодных условий и освещения. Днем, при ярком солнце, галька выглядит белой, в дождь – иссиня-серой, почти черной, а на закате, после захода солнца, приобретает персиковый оттенок. Интерьер дегустационного зала внутри «гальки» тоже наша работа. Он выполнен из стеклофибробетона в бионическом стиле, что сочетается с наружной формой и в совокупности с панорамным остеклением создает ощущение свободы, единения с природой и наполняет чувственностью для осознанного и глубокого восприятия вина.
Мы очень рады, что нам удалось поработать с Александром Балабиным над таким нестандартным, сложным и интересным проектом. Мы гордимся тем, что винодельня высоко оценена международной премией WAF (World Architecture Festival). Это стало возможным благодаря тому, что Александр Балабин относится к каждому проекту как к шансу и прилагает все усилия для того, чтобы он превратился в достопримечательность. Мы желаем ему дальнейших творческих успехов, а студентам, будущим архитекторам, хочется пожелать не бояться трудностей, отстаивать свое мнение и создавать красоту, не вступающую в противоречие с логикой и здравым смыслом.
Есть идеи? Мы реализуем!
Напишите нам и мы поможем с самыми дерзкими идеями