24.04.23
Архитектурные стили: отличительные черты и закономерности изменения архитектурных форм
Архитектурный стиль – это совокупность характерных особенностей сооружений, присущих определенному месту и времени. Архитектурный стиль считается условным понятием, его точного определения не существует. В разные периоды времени появлялись свои направления, которые под влиянием ряда факторов постепенно преобразовывались в новые художественные образы. Многообразие архитектурных форм нуждалось в систематизации, поэтому с середины 18 века появляется понятие стиля для обобщения общих черт в архитектуре того или иного периода.
Невозможно ответить на вопрос, сколько всего существует архитектурных стилей. Это зависит от того, насколько обобщенно мы смотрим на историю. Любой стиль в каждом периоде времени можно разделить на более мелкие ответвления, а сегодня определенным стилем могут называть даже работы какого-то конкретного архитектора.
В этой статье мы остановимся на общих архитектурных направлениях, не углубляясь в более мелкие ответвления от основных стилей. Мы рассмотрим характерные черты, присущие тому или иному направлению, а также выявим закономерности и факторы, влияющие на трансформацию стилей.
Закономерности смены архитектурных стилей
Всю историю архитектуры можно условно разделить на ряд периодов, в которых преобладали определенные взгляды и философия общества. В свою очередь, на общественное мышление оказывали влияние развитие науки, экономики и культуры. Если проанализировать смену архитектурных стилей, можно выявить интересную закономерность: последующее стилевое направление не продолжает предыдущее, а, наоборот, отрицает его основные черты. То есть, переходы от одних течений к другим схожи с движением маятника от одной крайней точки к другой – от декоративизма к рационализму и обратно. Причем рационалистические направления (романский стиль, Ренессанс, классицизм, модернизм) характеризуют зарождение новой эпохи, а декоративистские (готика, барокко, эклектика, постмодернизм) – как правило, ее закат. Предпосылками для появления рационалистических течений чаще всего служили прорывы в науке и технологиях, тогда как декоративизм зарождался на фоне накопленного багажа знаний в области архитектуры того или иного периода. Такие переходы от одной крайней точки к другой считаются естественными при трансформации стиля: вначале внимание сосредоточено на функциональности конструкций, а затем акцент смещается в сторону выразительности формы. Рассмотрим основные архитектурные направления и проанализируем их смену в зависимости от изменений внешних факторов.
Архитектура Древней Греции
Период: 7 век до н.э – 1 век н.э. Древняя Греция является прародительницей классических архитектурных ордеров. Ордерная система возникла в эпоху перехода от строительства из дерева к возведению каменных сооружений. В ранний период развития цивилизации стоечно-балочные конструкции были деревянными, впоследствии они послужили прототипом для создания более сложных архитектурных изделий из камня. При этом ордерная система явилась результатом не простого механического переноса форм, а отбора тектонически осмысленных объемов и пропорций. Камень мягких пород (известняк, мрамор) позволил придать сугубо функциональным конструкциям выразительные формы.
Дорический ордер ассоциировался у греков с пропорциями и красотой мужского тела. Особенности ордера: колонна без базы, широкий ствол имеет вертикальные желобки – канелюры, капитель сочетает в себе круглую «подушку» и квадратную плиту; антаблемент состоит из фриза, карниза и архитрава.
Капитель дорического ордера
В ионическом ордере прослеживалась женская утонченность. Особенности ордера: более тонкая колонна имеет базу, ствол с канелюрами, капитель представлена двумя крупными завитками – волютами; антаблемент может состоять только из 2-х частей (не иметь фриза), архитрав разделяется по горизонтали на 3 части. Главное отличие ионического ордера от дорического – большее количество декора и более легкие пропорции.
Капитель ионического ордера
Коринфский ордер подражал девичью стройность. Особенности ордера: утонченная колонна имеет базу, ствол с канелюрами, капитель пышная в виде листьев аканта в обрамлении волют.
Капители коринфского ордера
Для поддержания антаблемента вместо колонн могли использоваться кариатиды в виде статуи женщины – они выполняли ту же функцию, что и колонны.
Портик с фронтоном и колоннами – главная особенность древнегреческого стиля. Эти архитектурные элементы используются и сегодня при формировании входной группы зданий в неоклассической архитектуре. С принципами и особенностями построения фасадов в данном стиле вы можете ознакомиться в нашей статье.
Архитектура Древнего Рима
Период: 6 век до н.э. – 5 век н.э. Для зданий Древнего Рима характерны монументальность и симметрия. В отличие от греческой архитектуры в древнеримских строениях прослеживаются циркульные арки, своды и купола. Так называемый «римский бетон» позволил возводить сводчатые конструкции большого пролета. Этот строительный материал получали путем смешивания вулканического пепла и извести с водой. В качестве наполнителя использовали щебень, туф, пемзу, измельченную керамику.
В украшении строений римляне подражали грекам, но отдавали предпочтение более пышному декору. Помимо тосканского ордера (как дорический, но тело колонн без канелюр), они придумали композитный ордер (сочетание ионического и коринфского ордеров) и активно его использовали. Капитель коринфской колонны отличалась большим количеством акантовых листьев с закругленными краями, которые часто обрамлялись листьями лавра. Сложный декор могли отливать из бронзы, а не вытачивать из камня. Римляне делали гораздо большее количество канелюр на стволах колонн, чем греки.
В архитектуре Древнего Рима допускалось наличие разных ордеров в одном сооружении. Например, на первом этаже мог использоваться дорический ордер, на втором – ионический, а на верхних ярусах – коринфский или композитный. Помимо функционального назначения, колонны активно использовались греками в качестве декоративных элементов, поэтому пропорции, связанные с конструктивными особенностями, зачастую не соблюдались, колонны могли укорачиваться или размещаться группами по две или три.
Византийская архитектура
Период: 6 – 15 вв. В византийской культуре формируется мировоззрение, в котором источником всего прекрасного является Бог. Поэтому архитектурные особенности византийских сооружений в первую очередь проявились именно в храмовом зодчестве. Заимствование греко-римских и восточных традиций привело к формированию крестово-купольного типа строения, когда круглый купол и квадратное основание соединяются при помощи так называемых «парусов», которые равномерно распределяют нагрузку от купола. С эстетической точки зрения «паруса» создают гармоничную целостность, а плавность переходов от прямоугольного в плане здания к куполу обеспечивает барабан.
В качестве основного строительного материала помимо камня начинает использоваться кирпич. В архитектурной композиции могли сочетаться каменная и кирпичная кладка, которая формировала на фасаде декоративные ниши.
Романская архитектура
Период: 11 – 12 вв. Появление романской архитектуры связано с главенством религиозного сознания и феодальным правлением. Феодальная раздробленность и междоусобные войны отразились на внешнем облике сооружений того времени – появляются массивные стены, своды, башни, узкие окна, похожие на бойницы. Строятся храмы, монастыри, замки. В целом для романского стиля характерны лаконичные силуэты и строгие формы.
Хорошо отесанный камень служил не только строительным, но и облицовочным материалом, из-за чего кирпич начинает использоваться реже. После падения Римской Империи технологии изготовления несущих конструкций из бетона были утеряны, поэтому связующий раствор используют лишь в качестве вспомогательного средства для укрепления каменной кладки.
Готическая архитектура
Период: 12 – 15 вв. Формированию готической архитектуры способствовал стремительный рост городов и торговли. Храмы являлись средоточием духовной жизни растущего городского населения, и культовые строения романского типа оказались слишком тесными для богослужений. Потребовались более вместительные соборы. Чтобы увеличить площадь, необходимо было уменьшить толщину стен и создать каркасную систему, позволяющую перекрывать большие пространства. Стены перестают выполнять несущую функцию, сооружения становятся менее массивными по сравнению с романским периодом, а устойчивость зданий начинает обеспечивать система внешних опор – контрфорсы (вертикальные опоры снаружи стен) и аркбутаны (наружные полуарки).
Более высокие и заостренные арки создают меньший боковой распор на стены и опоры, поэтому архитектура стремится ввысь – появляются стрельчатые арки и высокие ребристые своды.
В период поздней готики собор становится символом средневекового города: фасады украшаются выразительным декором – скульптурами, розами, остроконечными завершениями башен, порталов, оконных проемов.
Архитектура эпохи Возрождения
Период: 15-16 вв. Развивается наука, происходят экономические, социальные и культурные преобразования. Гуманистическое мировоззрение приводит к тому, что человек становится мерой всех вещей. Возрождается интерес к античности, внимание архитекторов вновь переключается на ордерную систему, которая отсылает к красоте человеческого тела.
В раннем Ренессансе ордер начинает использоваться сдержанно: вместо колонн появляются пилястры – вертикальные выступы стен, которые повторяют все элементы и пропорции колонн. Входят в моду рустованные фасады, массивные сильно вынесенные венчающие карнизы, ярко выраженные порталы.
Поздний Ренессанс характеризуется появлением насыщенного декора: украшаются оконные и дверные проемы, появляются портики с колоннами коринфских, дорических и композитных ордеров, свободные участки фасада заполняются нишами и филенками, в нишах и выступающих частях фасада устанавливаются скульптуры.
Архитектура Барокко
Период: 17-18 вв. Угасание стиля эпохи Возрождения дало начало новому направлению – барокко, когда внимание архитекторов переключается с гармоничных упорядоченных форм на создание экспрессивных объемно-планировочных решений. Италия в этот период теряет экономическое и политическое значение, и масштабные монументальные сооружения с неординарной фасадной композицией помогают поддерживать иллюзию могущества и богатства местной знати. Архитектура этого времени находит выражение в сложных пространственных эффектах, выгнутых или вогнутых фасадных поверхностях, пышном скульптурном декоре с картушами и кариатидами. Фасады украшаются полуколоннами и рустованными колоннами, внешний облик зданий становится нарочито вычурным.
Архитектура Рококо
Период: середина 18 века. Рококо можно отнести к крайнему полюсу барокко, когда вычурность сооружений достигает своего апогея. Архитекторы периода рококо продолжают тенденцию в сторону сложности форм и изощренности архитектурного декора.
Архитектура классицизма
Период: 18-19 вв. Как и архитектура эпохи Возрождения, классицизм зародился на фоне научных открытий, а именно, научной революции (она началась еще в 17 веке, но оказывать влияние на общественное мышление стала в 18 веке). Кроме того, в этот период происходит Великая французская революция, промышленная революция. Изменение общественного сознания существенно отражается на архитектуре – снова происходит переход от декоративизма к рационализму. Вновь обращаются к структуре фасадов античных сооружений, и основное внимание начинает уделяться логической последовательности архитектурных форм, симметричности композиции, пропорциональности. В архитектуре классицизма прослеживается строгая четкая геометрия, фундаментальность, минимальное количество декора. Характерные архитектурные элементы – колонны с классическими ордерами (в том числе сдвоенные), пилястры, портики с фронтонами, русты на углах зданий.
Эклектика
Период: 1830-1900 гг. Переход от классицизма к эклектике вновь повторяет путь от функциональности к декоративизму, наподобие переходов от архитектуры Возрождения к барокко или романской архитектуры к готике. В этот период происходит проникновение других культур и их смешение, поэтому эклектика характеризуется синтезом архитектурных искусств, смешением различных архитектурных стилей. Например, вертикальные и горизонтальные строгие линии зданий могли сочетаться с плавными изгибами, все это могло дополняться башенками в сочетании с классическими элементами в виде колонн, полуколонн и пилястр, фасады украшались лепниной.
Модерн
Период: 1900-1910 гг. Развитие стиля модерн отличается от развития других направлений. Нарочито декоративный вначале, он постепенно теряет пышный декор и становится более рациональным. В романтический период направление характеризовалось текучестью форм, пластикой в стиле рококо, обилием орнамента и узоров на фасадах, сложностью объемно-планировочных решений. В более поздний, рациональный период, начинает прослеживаться четкая геометрия форм, происходит отказ от кривых; фасады декорируются сдержанно. В эти года в строительстве начинают активно использоваться железобетон, металл, стекло.
Модернизм
Период: 1930-1960 гг. Научная и промышленная революции привели к кардинальным изменениям в архитектуре, когда на смену образности приходит рационализм в своей наивысшей степени. Прямолинейные конструкции из стали и бетона, фасады без декора с выраженным остеклением, эксплуатируемая кровля, сохранение естественной фактуры и окраски строительных материалов – основные черты модернизма середины 20 века.
Постмодернизм
Период: с 1960 гг. по настоящее время. Стиль возник как протест против формальности и однообразия зданий эпохи модернизма. В архитектуру возвращается образность, когда архитекторы обращаются к историческим стилям и в то же время создают особое смысловое содержание через форму и декор здания. За основу стиля берется классицизм, но традиционные формы используются в необычном формате. Например, на фасаде с ордерной системой может присутствовать сплошное остекление, фасады могут окрашиваться в яркие контрастные цвета, стволы колонн часто делаются без утолщения, а капители – любой формы, даже в виде усеченного конуса или цилиндра.
Деконструктивизм
Период: 1980 - 1990 гг. Деконструктивизм отличается от предыдущих направлений сложной пластикой форм: фрагментированными абстрактными конструкциями, метафоричностью, зрительной усложненностью, отвержением привычных законов архитектуры, отсутствием рационального начала. Появление направления стало возможным благодаря развитию информационных технологий в архитектурном проектировании.
Параметризм
Период: конец 20 века по настоящее время. Параметризм основывается на использовании параметрических моделей, где формообразование происходит на основании заданных параметров и алгоритмов. Цифровое проектирование позволило создавать нелинейные архитектурные формы, основанные на математических преобразованиях. Подробнее о заимствовании природных принципов формообразования в параметризме вы можете прочитать в нашей статье о бионической архитектуре.
Сводная таблица основных архитектурных направлений
Стиль/архитектура | Период | Детали и черты | Известные сооружения | Типы зданий | Архитекторы | Производные стили/ ответвления |
---|---|---|---|---|---|---|
Древнегреческая | 7 век до н.э. – 5 век н.э. | Ордерная система | Парфенон, Храм Зевса Олимпийского (Афины, Греция) | Храмы, мавзолеи | Не известны | Неогрек (1820-1900 гг.) |
Древнеримская | 6 век до н.э. – 5 век н.э. | Ордерная система, арочные проемы, аркады, своды, купола | Пантеон, Колизей (Рим, Италия) | Храмы, амфитеатры, виллы, триумфальные арки, акведуки | Марк Витрувий Поллион, Аполлодор из Дамаска | Романика (11-12 вв.), Ренессанс (15-16 вв.), Классицизм (17-19 вв.) |
Византийская | 6-15 вв. | Крестово-купольная композиция, декоративные ниши на фасаде, купола на барабанах | Собор Святой Софии Константинопольской (Стамбул, Турция) | Храмы, монастыри, дворцы, оборонительные сооружения | Анфимий из Тралл, Исидор Милетский | Неовизантийский (1820-1900 гг.) |
Романская | 11-12 вв. | Шатровые завершения, башни, щипцы | Собор Святого Петра (Вормс, Германия) | Храмы, монастыри, замки | Не известны | Неороманский (1820-1900 гг.) |
Готическая | 13-15 вв. | Стремление ввысь, доминирование вертикального членения, контрфорсы, аркбутаны, фиалы, щипцы, скульптуры мифических существ, обилие декора | Реймсский собор (Реймс, Франция), Кёльнский собор (Кёльн, Германия) | Соборы, дворцы, резиденции | Жан д’Орбе, Бернар Суассонский, Герард фон Риле | Неоготика (1820-1900 гг.) |
Ренессанс | 15-16 вв. | Возвращение ордерной системы, рустованные фасады, скульптурный декор, ниши и филёнки на фасадах | Палаццо Медичи-Риккарди (Флоренция, Италия); базилика Палладио (Виченца, Италия) | Дворцы (палаццо), церкви | Микелоццо ди Бартоломео Микелоцци, Андреа Палладио | Неоренессанс (19-нач. 20 вв.) |
Барокко | 17-18 вв. | Сложные пространственные формы, криволинейные поверхности, пышный декор, эксперименты с ордером, изменение пропорций | Церковь Сан Карлино (Рим, Италия) | Дворцы, церкви, монастыри, парковые ансамбли | Франческо Борромини | Необарокко (19-нач. 20 вв.) |
Рококо | 18 век | Декоративная перегруженность, сложные лепные формы в виде картушей, орнаменты в виде завитков раковин, использование только пилястрового ордера | Дворец Фридриха Великого (Потсдам, Германия). | Жилые дома, церкви | Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф | Необарокко (19-нач. 20 вв.) |
Классицизм | 17-нач 19 века | Симметричная композиция, сдержанный декор, возвращение к ордерной системе, русты на углах зданий | Дом Пашкова (Москва, Россия); оперный театр Ла Скала (Милан, Италия) | Городские и загородные дворцы | Баженов Василий Иванович, Джузеппе Пьермарини | Неоклассицизм (19-нач. 20 вв.) |
Эклектика | 19 век | Смешение элементов разных стилей. | Дворец правосудия (Брюссель, Бельгия), собор Саграда-Фамилия | Доходные дома, банки, театры, библиотеки | Жозе́ф Пу́ларт, Антонио Гауди |
Неогрек Неоренессанс Необарокко Неороманика Неоготика Неовизантийский Неомавританский (19 век) |
Модерн | Конец 19-нач 20 века | Романтический период - ассиметричные фасады, текучие формы. Рациональный период - четкая геометрия форм, сдержанный декор | Елисеевский магазин (Санкт-Петербург, Россия), Церковь Ам-Штайнхоф (Пенцинг, Австрия) | Виллы, доходные дома, офисные центры, вокзалы, церкви | Барано́вский Гаврии́л Васи́льевич, О́тто Колома́н Ва́гнер | Романтический (конец 19 в.) Рациональный (начало 20 в.) |
Модернизм | Середина 20 века | Функциональный подход, современные материалы (стекло, железобетон), отказ от декора | Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США) | Различные здания функционального назначения | Фрэнк Ллойд Райт | Необрутализм, неоэкспрессионализм, хай-тек (середина – 2я половина 20 века) |
Постмодернизм | С 1960 гг. по наст. время | Использование элементов разных стилей в новом, зачастую ироническом ключе, нестандартные формы, образность | Музей Гуггенхе́йма в Бильба́о (Испания) | Жилые и административно-общественные здания | Фрэнк Гери | Высокотехнологичная архитектура, неоклассицизм (конец 20 века) |
Деконструктивизм | Вторая половина 20 века | Сложные ломаные формы, сознательное искажение композиционных приемов | Танцующий дом (Прага); концертный зал Диснея (Лос-Анджелес) | Офисные здания, музейно-выставочные центры | Фрэнк Гери, Бернар Чуми | Неомодернизм (конец 20 века) |
Параметризм | Конец 20 века по настоящее время | Использование параметрических моделей, заимствование форм живой и неживой природы | Комплекс Гэлакси СОХО (Пекин, Китай), центр Гейдара Алиева (Баку, Азербайджан) | Стадионы, культурные центры, павильоны, офисные здания, гостиницы, жилые комплексы | Захи Хадид, Патрик Шумахер | Бионическая архитектура (конец 20 в. - наст. время) |
Видоизменение бетона от античности до наших дней
Бетон – самый востребованный строительный материал на сегодняшний день. На его свойства и характеристики можно влиять изменением состава и технологии производства, поэтому его используют как для создания несущих конструкций, так и для изготовления фасадного декора.
На протяжении тысячелетий создание различных архитектурных форм напрямую зависело от освоения и развития бетона. Самый ранний бетон, обнаруженный археологами, относится к 6-му тысячелетию до н.э. – это были фрагменты жилища (пола) из смеси гравия и извести на берегу Дуная. Подобный состав использовался в Азии при строительстве Великой Китайской стены, а также в Индии при строительстве храмов. В странах Африки вместо извести в качестве вяжущего вещества использовали смесь глины с землей. Наиболее широко бетон стали применять в Древнем Риме. Римский бетон состоял из песка, щебня, извести с добавлением пемзы или измельченной керамики. Известковый раствор смешивали с наполнителями и укладывали в деревянную опалубку. Кирпично-бетонные конструкции позволили возводить масштабные сооружения с большими пролетами. После падения римской империи применение бетона сошло на нет. Повторно бетон был открыт только в 18 веке, после чего его снова стали активно использовать в строительстве.
Современный бетон появился лишь в начале 19 века, когда был открыт портландцемент. Портландцемент - смесь мелкоизмельченного гипса и клинкера (продукт обжига известняка и глины). В середине 19 века строительные технологии улучшаются, и для укрепления бетонных конструкций начинают использовать арматуру. Это позволило возводить из железобетона небоскребы, дамбы, мосты.
В 20 веке начинают детально исследовать свойства бетона и его качества. Так, было обнаружено, что прочность бетона напрямую зависит от водоцементного соотношения и подвижности бетонной смеси, а также от состава и размера заполнителей. Для быстрой и бесперебойной подачи бетона в зону строительных работ стали применяться насосы, а для уплотнения бетонной смеси начинают использоваться вибраторы. С середины 20 века внимание ученых концентрируется на химическом составе бетона, и появляются пластифицирующие добавки, повышающие прочность и долговечность материала. Начинаются исследования в области производства фибробетона, в котором в качестве армирующих компонентов выступают фиброволокна. В конце 20 века появляется стеклофибробетон – высокопрочный материал на основе цемента, кварцевого песка и щелочестойкого стекловолокна. По прочности и долговечности стеклофибробетон схож и даже превышает показатели натурального камня. При этом по внешнему виду его практически невозможно отличить от природных материалов, а технология напыления в формы позволяет максимально быстро и с высокой степенью детализации изготавливать сложнейшие архитектурные изделия. Подробнее о стеклофибробетоне вы можете прочитать здесь.
Заключение
Архитектура является индикатором развития общества. Она отражает не только художественный, но, и даже в большей мере, технический прогресс. Быстрые темпы совершенствования строительных и цифровых технологий приводят к разнонаправленным тенденциям в современной архитектуре. С одной стороны, 3D моделирование и применение торкрет-бетона позволяют создавать плавные формы и обтекаемые линии зданий в стиле архитектурная бионика, а с другой стороны остается достаточно высоким спрос на объекты в неоклассической архитектуре, где доминируют традиционные формы и классический декор. Это позволяет дополнять исторические локации новыми сооружениями, а также сохранять определенную эстетику городского ландшафта.
Есть идеи? Мы реализуем!
Напишите нам и мы поможем с самыми дерзкими идеями