К списку

24.04.23

Архитектурные стили: отличительные черты и закономерности изменения архитектурных форм

Архитектурные стили: отличительные черты и закономерности изменения архитектурных форм

Архитектурный стиль – это совокупность характерных особенностей сооружений, присущих определенному месту и времени. Архитектурный стиль считается условным понятием, его точного определения не существует. В разные периоды времени появлялись свои направления, которые под влиянием ряда факторов постепенно преобразовывались в новые художественные образы. Многообразие архитектурных форм нуждалось в систематизации, поэтому с середины 18 века появляется понятие стиля для обобщения общих черт в архитектуре того или иного периода.

Невозможно ответить на вопрос, сколько всего существует архитектурных стилей. Это зависит от того, насколько обобщенно мы смотрим на историю. Любой стиль в каждом периоде времени можно разделить на более мелкие ответвления, а сегодня определенным стилем могут называть даже работы какого-то конкретного архитектора.

В этой статье мы остановимся на общих архитектурных направлениях, не углубляясь в более мелкие ответвления от основных стилей. Мы рассмотрим характерные черты, присущие тому или иному направлению, а также выявим закономерности и факторы, влияющие на трансформацию стилей.

Закономерности смены архитектурных стилей

Всю историю архитектуры можно условно разделить на ряд периодов, в которых преобладали определенные взгляды и философия общества. В свою очередь, на общественное мышление оказывали влияние развитие науки, экономики и культуры. Если проанализировать смену архитектурных стилей, можно выявить интересную закономерность: последующее стилевое направление не продолжает предыдущее, а, наоборот, отрицает его основные черты. То есть, переходы от одних течений к другим схожи с движением маятника от одной крайней точки к другой – от декоративизма к рационализму и обратно. Причем рационалистические направления (романский стиль, Ренессанс, классицизм, модернизм) характеризуют зарождение новой эпохи, а декоративистские (готика, барокко, эклектика, постмодернизм) – как правило, ее закат. Предпосылками для появления рационалистических течений чаще всего служили прорывы в науке и технологиях, тогда как декоративизм зарождался на фоне накопленного багажа знаний в области архитектуры того или иного периода. Такие переходы от одной крайней точки к другой считаются естественными при трансформации стиля: вначале внимание сосредоточено на функциональности конструкций, а затем акцент смещается в сторону выразительности формы. Рассмотрим основные архитектурные направления и проанализируем их смену в зависимости от изменений внешних факторов.

Архитектура Древней Греции

Период: 7 век до н.э – 1 век н.э. Древняя Греция является прародительницей классических архитектурных ордеров. Ордерная система возникла в эпоху перехода от строительства из дерева к возведению каменных сооружений. В ранний период развития цивилизации стоечно-балочные конструкции были деревянными, впоследствии они послужили прототипом для создания более сложных архитектурных изделий из камня. При этом ордерная система явилась результатом не простого механического переноса форм, а отбора тектонически осмысленных объемов и пропорций. Камень мягких пород (известняк, мрамор) позволил придать сугубо функциональным конструкциям выразительные формы.

Дорический ордер ассоциировался у греков с пропорциями и красотой мужского тела. Особенности ордера: колонна без базы, широкий ствол имеет вертикальные желобки – канелюры, капитель сочетает в себе круглую «подушку» и квадратную плиту; антаблемент состоит из фриза, карниза и архитрава.

Капитель дорического ордера

В ионическом ордере прослеживалась женская утонченность. Особенности ордера: более тонкая колонна имеет базу, ствол с канелюрами, капитель представлена двумя крупными завитками – волютами; антаблемент может состоять только из 2-х частей (не иметь фриза), архитрав разделяется по горизонтали на 3 части. Главное отличие ионического ордера от дорического – большее количество декора и более легкие пропорции.

Капитель ионического ордера

Коринфский ордер подражал девичью стройность. Особенности ордера: утонченная колонна имеет базу, ствол с канелюрами, капитель пышная в виде листьев аканта в обрамлении волют.

Капители коринфского ордера

Для поддержания антаблемента вместо колонн могли использоваться кариатиды в виде статуи женщины – они выполняли ту же функцию, что и колонны.

Портик с фронтоном и колоннами – главная особенность древнегреческого стиля. Эти архитектурные элементы используются и сегодня при формировании входной группы зданий в неоклассической архитектуре. С принципами и особенностями построения фасадов в данном стиле вы можете ознакомиться в нашей статье.

Архитектура Древнего Рима

Период: 6 век до н.э. – 5 век н.э. Для зданий Древнего Рима характерны монументальность и симметрия. В отличие от греческой архитектуры в древнеримских строениях прослеживаются циркульные арки, своды и купола. Так называемый «римский бетон» позволил возводить сводчатые конструкции большого пролета. Этот строительный материал получали путем смешивания вулканического пепла и извести с водой. В качестве наполнителя использовали щебень, туф, пемзу, измельченную керамику.

В украшении строений римляне подражали грекам, но отдавали предпочтение более пышному декору. Помимо тосканского ордера (как дорический, но тело колонн без канелюр), они придумали композитный ордер (сочетание ионического и коринфского ордеров) и активно его использовали. Капитель коринфской колонны отличалась большим количеством акантовых листьев с закругленными краями, которые часто обрамлялись листьями лавра. Сложный декор могли отливать из бронзы, а не вытачивать из камня. Римляне делали гораздо большее количество канелюр на стволах колонн, чем греки.

В архитектуре Древнего Рима допускалось наличие разных ордеров в одном сооружении. Например, на первом этаже мог использоваться дорический ордер, на втором – ионический, а на верхних ярусах – коринфский или композитный. Помимо функционального назначения, колонны активно использовались греками в качестве декоративных элементов, поэтому пропорции, связанные с конструктивными особенностями, зачастую не соблюдались, колонны могли укорачиваться или размещаться группами по две или три.

Византийская архитектура

Период: 6 – 15 вв. В византийской культуре формируется мировоззрение, в котором источником всего прекрасного является Бог. Поэтому архитектурные особенности византийских сооружений в первую очередь проявились именно в храмовом зодчестве. Заимствование греко-римских и восточных традиций привело к формированию крестово-купольного типа строения, когда круглый купол и квадратное основание соединяются при помощи так называемых «парусов», которые равномерно распределяют нагрузку от купола. С эстетической точки зрения «паруса» создают гармоничную целостность, а плавность переходов от прямоугольного в плане здания к куполу обеспечивает барабан.

В качестве основного строительного материала помимо камня начинает использоваться кирпич. В архитектурной композиции могли сочетаться каменная и кирпичная кладка, которая формировала на фасаде декоративные ниши.

Романская архитектура

Период: 11 – 12 вв. Появление романской архитектуры связано с главенством религиозного сознания и феодальным правлением. Феодальная раздробленность и междоусобные войны отразились на внешнем облике сооружений того времени – появляются массивные стены, своды, башни, узкие окна, похожие на бойницы. Строятся храмы, монастыри, замки. В целом для романского стиля характерны лаконичные силуэты и строгие формы.

Хорошо отесанный камень служил не только строительным, но и облицовочным материалом, из-за чего кирпич начинает использоваться реже. После падения Римской Империи технологии изготовления несущих конструкций из бетона были утеряны, поэтому связующий раствор используют лишь в качестве вспомогательного средства для укрепления каменной кладки.

Готическая архитектура

Период: 12 – 15 вв. Формированию готической архитектуры способствовал стремительный рост городов и торговли. Храмы являлись средоточием духовной жизни растущего городского населения, и культовые строения романского типа оказались слишком тесными для богослужений. Потребовались более вместительные соборы. Чтобы увеличить площадь, необходимо было уменьшить толщину стен и создать каркасную систему, позволяющую перекрывать большие пространства. Стены перестают выполнять несущую функцию, сооружения становятся менее массивными по сравнению с романским периодом, а устойчивость зданий начинает обеспечивать система внешних опор – контрфорсы (вертикальные опоры снаружи стен) и аркбутаны (наружные полуарки).

Более высокие и заостренные арки создают меньший боковой распор на стены и опоры, поэтому архитектура стремится ввысь – появляются стрельчатые арки и высокие ребристые своды.

В период поздней готики собор становится символом средневекового города: фасады украшаются выразительным декором – скульптурами, розами, остроконечными завершениями башен, порталов, оконных проемов.

Архитектура эпохи Возрождения

Период: 15-16 вв. Развивается наука, происходят экономические, социальные и культурные преобразования. Гуманистическое мировоззрение приводит к тому, что человек становится мерой всех вещей. Возрождается интерес к античности, внимание архитекторов вновь переключается на ордерную систему, которая отсылает к красоте человеческого тела.

В раннем Ренессансе ордер начинает использоваться сдержанно: вместо колонн появляются пилястры – вертикальные выступы стен, которые повторяют все элементы и пропорции колонн. Входят в моду рустованные фасады, массивные сильно вынесенные венчающие карнизы, ярко выраженные порталы.

Поздний Ренессанс характеризуется появлением насыщенного декора: украшаются оконные и дверные проемы, появляются портики с колоннами коринфских, дорических и композитных ордеров, свободные участки фасада заполняются нишами и филенками, в нишах и выступающих частях фасада устанавливаются скульптуры.

Архитектура Барокко

Период: 17-18 вв. Угасание стиля эпохи Возрождения дало начало новому направлению – барокко, когда внимание архитекторов переключается с гармоничных упорядоченных форм на создание экспрессивных объемно-планировочных решений. Италия в этот период теряет экономическое и политическое значение, и масштабные монументальные сооружения с неординарной фасадной композицией помогают поддерживать иллюзию могущества и богатства местной знати. Архитектура этого времени находит выражение в сложных пространственных эффектах, выгнутых или вогнутых фасадных поверхностях, пышном скульптурном декоре с картушами и кариатидами. Фасады украшаются полуколоннами и рустованными колоннами, внешний облик зданий становится нарочито вычурным.

Архитектура Рококо

Период: середина 18 века. Рококо можно отнести к крайнему полюсу барокко, когда вычурность сооружений достигает своего апогея. Архитекторы периода рококо продолжают тенденцию в сторону сложности форм и изощренности архитектурного декора.

Архитектура классицизма

Период: 18-19 вв. Как и архитектура эпохи Возрождения, классицизм зародился на фоне научных открытий, а именно, научной революции (она началась еще в 17 веке, но оказывать влияние на общественное мышление стала в 18 веке). Кроме того, в этот период происходит Великая французская революция, промышленная революция. Изменение общественного сознания существенно отражается на архитектуре – снова происходит переход от декоративизма к рационализму. Вновь обращаются к структуре фасадов античных сооружений, и основное внимание начинает уделяться логической последовательности архитектурных форм, симметричности композиции, пропорциональности. В архитектуре классицизма прослеживается строгая четкая геометрия, фундаментальность, минимальное количество декора. Характерные архитектурные элементы – колонны с классическими ордерами (в том числе сдвоенные), пилястры, портики с фронтонами, русты на углах зданий.

Эклектика

Период: 1830-1900 гг. Переход от классицизма к эклектике вновь повторяет путь от функциональности к декоративизму, наподобие переходов от архитектуры Возрождения к барокко или романской архитектуры к готике. В этот период происходит проникновение других культур и их смешение, поэтому эклектика характеризуется синтезом архитектурных искусств, смешением различных архитектурных стилей. Например, вертикальные и горизонтальные строгие линии зданий могли сочетаться с плавными изгибами, все это могло дополняться башенками в сочетании с классическими элементами в виде колонн, полуколонн и пилястр, фасады украшались лепниной.

Модерн

Период: 1900-1910 гг. Развитие стиля модерн отличается от развития других направлений. Нарочито декоративный вначале, он постепенно теряет пышный декор и становится более рациональным. В романтический период направление характеризовалось текучестью форм, пластикой в стиле рококо, обилием орнамента и узоров на фасадах, сложностью объемно-планировочных решений. В более поздний, рациональный период, начинает прослеживаться четкая геометрия форм, происходит отказ от кривых; фасады декорируются сдержанно. В эти года в строительстве начинают активно использоваться железобетон, металл, стекло.

Модернизм

Период: 1930-1960 гг. Научная и промышленная революции привели к кардинальным изменениям в архитектуре, когда на смену образности приходит рационализм в своей наивысшей степени. Прямолинейные конструкции из стали и бетона, фасады без декора с выраженным остеклением, эксплуатируемая кровля, сохранение естественной фактуры и окраски строительных материалов – основные черты модернизма середины 20 века.

Постмодернизм

Период: с 1960 гг. по настоящее время. Стиль возник как протест против формальности и однообразия зданий эпохи модернизма. В архитектуру возвращается образность, когда архитекторы обращаются к историческим стилям и в то же время создают особое смысловое содержание через форму и декор здания. За основу стиля берется классицизм, но традиционные формы используются в необычном формате. Например, на фасаде с ордерной системой может присутствовать сплошное остекление, фасады могут окрашиваться в яркие контрастные цвета, стволы колонн часто делаются без утолщения, а капители – любой формы, даже в виде усеченного конуса или цилиндра.

Деконструктивизм

Период: 1980 - 1990 гг. Деконструктивизм отличается от предыдущих направлений сложной пластикой форм: фрагментированными абстрактными конструкциями, метафоричностью, зрительной усложненностью, отвержением привычных законов архитектуры, отсутствием рационального начала. Появление  направления стало возможным благодаря развитию информационных технологий в архитектурном проектировании.

Параметризм

Период: конец 20 века по настоящее время. Параметризм основывается на использовании параметрических моделей, где формообразование происходит на основании заданных параметров и алгоритмов. Цифровое проектирование позволило создавать нелинейные архитектурные формы, основанные на математических преобразованиях. Подробнее о заимствовании природных принципов формообразования в параметризме вы можете прочитать в нашей статье о бионической архитектуре.

Сводная таблица основных архитектурных направлений

Стиль/архитектура Период Детали и черты Известные сооружения Типы зданий Архитекторы Производные стили/ ответвления
Древнегреческая 7 век до н.э. – 5 век н.э. Ордерная система Парфенон, Храм Зевса Олимпийского (Афины, Греция) Храмы, мавзолеи Не известны Неогрек (1820-1900 гг.)
Древнеримская 6 век до н.э.  – 5 век н.э. Ордерная система, арочные проемы, аркады, своды, купола Пантеон, Колизей (Рим, Италия) Храмы, амфитеатры, виллы, триумфальные арки, акведуки Марк Витрувий Поллион, Аполлодор из Дамаска Романика (11-12 вв.), Ренессанс (15-16 вв.), Классицизм (17-19 вв.)
Византийская 6-15 вв. Крестово-купольная композиция, декоративные ниши на фасаде, купола на барабанах Собор Святой Софии Константинопольской (Стамбул, Турция) Храмы, монастыри, дворцы, оборонительные сооружения Анфимий из Тралл, Исидор Милетский Неовизантийский (1820-1900 гг.)
Романская 11-12 вв. Шатровые завершения, башни, щипцы Собор Святого Петра (Вормс, Германия) Храмы, монастыри, замки Не известны Неороманский (1820-1900 гг.)
Готическая 13-15 вв. Стремление ввысь, доминирование вертикального членения, контрфорсы, аркбутаны, фиалы, щипцы, скульптуры мифических существ, обилие декора Реймсский собор (Реймс, Франция), Кёльнский собор (Кёльн, Германия) Соборы, дворцы, резиденции Жан д’Орбе, Бернар Суассонский, Герард фон Риле Неоготика (1820-1900 гг.)
Ренессанс 15-16 вв. Возвращение ордерной системы, рустованные фасады, скульптурный декор, ниши и филёнки на фасадах Палаццо Медичи-Риккарди (Флоренция, Италия); базилика Палладио (Виченца, Италия) Дворцы (палаццо), церкви Микелоццо ди Бартоломео Микелоцци, Андреа Палладио Неоренессанс (19-нач. 20 вв.)
Барокко 17-18 вв. Сложные пространственные формы, криволинейные поверхности, пышный декор, эксперименты с ордером, изменение пропорций Церковь Сан Карлино (Рим, Италия) Дворцы, церкви, монастыри, парковые ансамбли Франческо Борромини Необарокко (19-нач. 20 вв.)
Рококо 18 век Декоративная перегруженность, сложные лепные формы в виде картушей, орнаменты в виде завитков раковин, использование только пилястрового ордера Дворец Фридриха Великого (Потсдам, Германия). Жилые дома, церкви Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф Необарокко (19-нач. 20 вв.)
Классицизм 17-нач 19 века Симметричная композиция, сдержанный декор, возвращение к ордерной системе, русты на углах зданий Дом Пашкова (Москва, Россия); оперный театр Ла Скала (Милан, Италия) Городские и загородные дворцы Баженов Василий Иванович, Джузеппе Пьермарини Неоклассицизм (19-нач. 20 вв.)
Эклектика 19 век Смешение элементов разных стилей. Дворец правосудия (Брюссель, Бельгия), собор Саграда-Фамилия Доходные дома, банки, театры, библиотеки Жозе́ф Пу́ларт, Антонио Гауди

Неогрек

Неоренессанс

Необарокко

Неороманика

Неоготика

Неовизантийский

Неомавританский

(19 век)

Модерн Конец 19-нач 20 века Романтический период - ассиметричные фасады, текучие формы. Рациональный период -  четкая геометрия форм, сдержанный декор Елисеевский магазин (Санкт-Петербург, Россия), Церковь Ам-Штайнхоф (Пенцинг, Австрия) Виллы, доходные дома, офисные центры, вокзалы, церкви Барано́вский Гаврии́л Васи́льевич, О́тто Колома́н Ва́гнер Романтический (конец 19 в.) Рациональный (начало 20 в.)
Модернизм Середина 20 века Функциональный подход, современные материалы (стекло, железобетон), отказ от декора Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США) Различные здания функционального назначения Фрэнк Ллойд Райт  Необрутализм, неоэкспрессионализм, хай-тек (середина – 2я половина 20 века)
Постмодернизм С 1960 гг. по наст. время Использование элементов разных стилей в новом, зачастую ироническом ключе, нестандартные формы, образность Музей Гуггенхе́йма в Бильба́о (Испания) Жилые и административно-общественные здания Фрэнк Гери Высокотехнологичная архитектура, неоклассицизм (конец 20 века)
Деконструктивизм Вторая половина 20 века Сложные ломаные формы, сознательное искажение композиционных приемов Танцующий дом (Прага); концертный зал Диснея (Лос-Анджелес) Офисные здания, музейно-выставочные центры Фрэнк Гери, Бернар Чуми Неомодернизм (конец 20 века)
Параметризм Конец 20 века по настоящее время Использование параметрических моделей, заимствование форм живой и неживой природы Комплекс Гэлакси СОХО (Пекин, Китай), центр Гейдара Алиева (Баку, Азербайджан) Стадионы, культурные центры, павильоны, офисные здания, гостиницы, жилые комплексы Захи Хадид, Патрик Шумахер Бионическая архитектура (конец 20 в. -  наст. время)

Видоизменение бетона от античности до наших дней

Бетон – самый востребованный строительный материал на сегодняшний день. На его свойства и характеристики можно влиять изменением состава и технологии производства, поэтому его используют как для создания несущих конструкций, так и для изготовления фасадного декора.

На протяжении тысячелетий создание различных архитектурных форм напрямую зависело от освоения и развития бетона. Самый ранний бетон, обнаруженный археологами, относится к 6-му тысячелетию до н.э. – это были фрагменты жилища (пола) из смеси гравия и извести на берегу Дуная. Подобный состав использовался в Азии при строительстве Великой Китайской стены, а также в Индии при строительстве храмов. В странах Африки вместо извести в качестве вяжущего вещества использовали смесь глины с землей. Наиболее широко бетон стали применять в Древнем Риме. Римский бетон состоял из песка, щебня, извести с добавлением пемзы или измельченной керамики. Известковый раствор смешивали с наполнителями и укладывали в деревянную опалубку. Кирпично-бетонные конструкции позволили возводить масштабные сооружения с большими пролетами. После падения римской империи применение бетона сошло на нет. Повторно бетон был открыт только в 18 веке, после чего его снова стали активно использовать в строительстве.

Современный бетон появился лишь в начале 19 века, когда был открыт портландцемент. Портландцемент - смесь мелкоизмельченного гипса и клинкера (продукт обжига известняка и глины). В середине 19 века строительные технологии улучшаются, и для укрепления бетонных конструкций начинают использовать арматуру. Это позволило возводить из железобетона небоскребы, дамбы, мосты.

В 20 веке начинают детально исследовать свойства бетона и его качества. Так, было обнаружено, что прочность бетона напрямую зависит от водоцементного соотношения и подвижности бетонной смеси, а также от состава и размера заполнителей. Для быстрой и бесперебойной подачи бетона в зону строительных работ стали применяться насосы, а для уплотнения бетонной смеси начинают использоваться вибраторы. С середины 20 века внимание ученых концентрируется на химическом составе бетона, и появляются пластифицирующие добавки, повышающие прочность и долговечность материала. Начинаются исследования в области производства фибробетона, в котором в качестве армирующих компонентов выступают фиброволокна. В конце 20 века появляется стеклофибробетон – высокопрочный материал на основе цемента, кварцевого песка и щелочестойкого стекловолокна. По прочности и долговечности стеклофибробетон схож и даже превышает показатели натурального камня. При этом по внешнему виду его практически невозможно отличить от природных материалов, а технология напыления в формы позволяет максимально быстро и с высокой степенью детализации изготавливать сложнейшие архитектурные изделия. Подробнее о стеклофибробетоне вы можете прочитать здесь.

Заключение

Архитектура является индикатором развития общества. Она отражает не только художественный, но, и даже в большей мере, технический прогресс. Быстрые темпы совершенствования строительных и цифровых технологий приводят к разнонаправленным тенденциям в современной архитектуре. С одной стороны, 3D моделирование и применение торкрет-бетона позволяют создавать плавные формы и обтекаемые линии зданий в стиле архитектурная бионика, а с другой стороны остается достаточно высоким спрос на объекты в неоклассической архитектуре, где доминируют традиционные формы и классический декор. Это позволяет дополнять исторические локации новыми сооружениями, а также сохранять определенную эстетику городского ландшафта.

Есть идеи? Мы реализуем!

Напишите нам и мы поможем с самыми дерзкими идеями