11.01.23
Классические фасады: принципы построения, классификация декоративной лепнины, основные ошибки при выборе фасадных элементов
Фасадный декор – это совокупность архитектурных элементов, определяющих внешний вид здания. Декоративные изделия придают объекту выразительность, защищают конструкцию от внешних воздействий, скрывают недостатки строительства, формируют архитектурный стиль.
Существует две концепции, на основе которых возводятся сооружения в различных архитектурных стилях: теория классических архитектурных форм и современная композиционная теория. Первая опирается на принципы ордерной системы, а вторая – на основы функционализма и модернизма.
Сегодня мы остановимся на классической архитектуре: определим особенности реализации фасадов на основе классических форм и выявим основные моменты, на которые нужно обратить внимание при выборе фасадного декора.
Принципы построения фасадов в классической архитектуре
Создание классических фасадов подразделяется на три этапа, каждый из которых реализуют последовательно.
Определение конфигурации здания
Для классической архитектуры характерны такие черты, как фундаментальность и гармония. Визуальной уравновешенности позволяет достичь симметричная композиция с выделенной центральной частью. Поэтому при определении общей формы здания следуют принципу симметрии, выделяя основной и второстепенные центры с помощью вертикального членения объема.
Выбор типа архитектурной композиции
После того, как определен общий вид здания, подбирают тип архитектурной композиции. Ордерная система начала зарождаться в цивилизации Древнего Рима, а после эпохи Возрождения различные типы ордеров окончательно оформились в канонические схемы.
Основными частями ордера являются элементы вертикального (колонны) и горизонтального (антаблемент) членения. Колонны состоят из базы, тела и капители, а антаблемент – из архитрава, фриза и карниза. Каждый элемент ордерной системы в зависимости от ордера (дорический, коринфский, ионический, тосканский, композитный) имеет определенную конфигурацию.
Выделяют четыре основных типа построения фасадов на основе системы архитектурных ордеров:
- Безордерная система
В данной композиции ордерная система не используется. Акцент делается на венчающей и цокольной частях здания, а также на рустах и горизонтальных элементах;
- Ордерная композиция 1-этажного здания
Ордерная композиция одноэтажного здания подразумевает наличие колонн и пилястр, при этом зачастую в качестве антаблемента выступает венчающий карниз, а пьедесталом служит цоколь. Такие фасады могут дополняться колоннадами, арками или портиками;
- Поэтажный ордер многоэтажного здания
Колонны, пилястры и антаблемент поэтажного ордера размещаются на каждом ярусе сооружения. При этом на первом этаже может быть один ордер, на втором – другой. На верхнем ярусе колонны иногда заменяются пилястрами. Поэтажный ордер может идти от первого яруса, а может быть поставлен на цокольный этаж. Чаще всего придерживаются правила уменьшения массивности элементов вертикального членения от первого к верхним ярусам, хотя встречаются здания и с размещением легких ордеров внизу, а тяжелых – вверху.
- Колоссальный ордер
Колонны колоссального ордера идут по всей высоте здания. Это единый ордер, охватывающий несколько этажей. Данная композиция придает сооружению грандиозность и торжественность. Колоссальный ордер может быть поставлен на цокольный этаж, который в этом случае выполняет функцию пьедестала.
Выбор архитектурных декоративных элементов
После определения типа архитектурной композиции приступают к проработке фасада более мелкими декоративными деталями. В зависимости от характера членения фасада и области размещения они делятся на элементы горизонтального и вертикального членения, а также на лепной декор, оформляющий стены, окна, двери, балконы.
Важно последовательно подходить к проработке декора – вначале выполнить членение фасада при помощи соответствующих горизонтальных и вертикальных элементов, и лишь затем переходить к остальной лепнине.
При проектировании фасада помимо ордерных систем придерживаются и дополнительных принципов, которые позволяют создавать гармоничные композиции в классической архитектуре:
- Тройное деление фасада
Фасад должен иметь три выраженные архитектурные части: карниз, стену, цоколь;
- Непрерывность горизонтальных членений
Карнизы должны идти, не прерываясь, по всему фасаду и в идеале охватывать все здание;
- Единый уровень горизонтальных элементов
Подоконники, оконные перемычки и другие горизонтальные части должны располагаться на одной высоте;
- Соблюдение вертикальных осей
Стоящие друг над другом архитектурные элементы вертикального членения (колонны, пилястры), а также отверстия в стенах здания должны располагаться на одних осях.
Классификация архитектурных элементов фасада
Знание классификации фасадного декора поможет учесть основные нюансы и избежать ошибок, с которыми можно столкнуться на этапе заказа и монтажа фасадных изделий.
По форме фасадные элементы подразделяются на:
- погонажные изделия
К ним относят карнизы, наличники, молдинги. При выборе производителя выясняйте ограничения по длине элементов. Сильно короткие элементы (0,5 м) нужно будет часто стыковать, что повлияет как на скорость монтажа, так и на долговечность декора. Также уточняйте, произведут ли вам элементы целиком или только погонажные заготовки. Например, торцы заготовок из пенопласта можно отпиливать под определенным углом непосредственно на объекте при монтаже, а можно получить сразу готовый элемент по точному замеру;
- радиусные элементы
Это арочные наличники, молдинги, карнизы, криволинейные перила и поручни. Такие детали требуют особой тщательности при обмерах фасада и опытной монтажной бригады;
- небольшие отдельные элементы
Замковые камни, розетки, русты, кронштейны, балясины несложно изготавливать и монтировать, но нужно иметь в виду, что в совокупности даже небольшие элементы декора из материалов высокой плотности (от 1500 кг/м3) создают существенную нагрузку на несущие конструкции. Поэтому при расчете допустимой нагрузки следует учитывать не только длинные и габаритные изделия, но и малые детали;
- сложные штучные элементы
Панно, гербы, маскароны берут на себя акцент, поэтому должны быть выполнены из материалов, позволяющих изготавливать изделия с высокой степенью детализации;
- крупногабаритные элементы
Данный декор применим к высотным зданиям и редко используется при строительстве частных домов. Вынос от стены может составлять от 3 метров и более, что требует как технической возможности изготовить такую деталь, так и применения специальных подсистем для надежного монтажа.
По типу членения фасада все элементы декора можно подразделить на 2 основные группы: вертикального и горизонтального членения.
Для вытянутых в длину зданий больший упор делают на горизонтальное членение, тем самым подчеркивая солидность и устойчивость сооружения. Это достигается с помощью карнизов, молдингов, подоконников.
При реализации коротких фасадов зданий в несколько этажей в большей степени придерживаются вертикального членения, которое подчеркивает легкость и стремление ввысь. При этом акцент делают на колоннах, полуколоннах, пилястрах.
По технологии изготовления фасадные изделия подразделяются на произведенные методами:
- пневмонабрызга и вибролитья в формы
Вначале по чертежам делаются модели, на основании которых создаются формы для последующего нанесения смеси методом пневмонабрызга или виброформования. По завершении процесса схватывания производят выемку изделий из форм и их доводку. В зависимости от вида заполнителей и добавок получается декор из тех или иных материалов: стеклофибробетона, архитектурного бетона, полистиролбетона. Данный метод производства позволяет тиражировать и получать изделия точных размеров и практически любых конфигураций. При заказе декора по индивидуальным эскизам следует учитывать длительность технологического процесса;
- полусухого прессования
Практически сухую (слегка увлажненную) смесь насыпают в формы и затем уплотняют пневматическими трамбовками либо гидравлическим прессом. После чего сразу производят распалубку. Это позволяет за короткий срок произвести большое количество идентичных изделий. Данный способ требует особо тщательного подхода к производству – даже незначительное изменение водоцементного соотношения или технологии прессования способно привести к появлению трещин, повышению гидрофобности и, как следствие, низкой морозостойкости и малому сроку службы декора;
- вытачивания из заготовок
Это механическое либо термическое фрезерование, позволяющее получить из заготовок изделия необходимой формы. Например, пенопластовый декор получают из пенополистирольных блоков, каменный – из каменных блоков. Основным недостатком данного метода является большое количество отходов, что существенно влияет на стоимость изделий премиум-сегмента (натурального камня);
- протяжки и напыления (торкретирования)
Данные методы применяются при изготовлении погонажных изделий. При протяжке заготовка проходит через емкость с прорезь-шаблоном, в результате чего изделие на протяжении всей длины покрывается специальным составом. Например, таким способом наносят акриловые и мастичные покрытия на декор из пенополистирола.
При торкретировании покрытие наносится с помощью пневмопистолета под давлением. Так, например, производят пенопластовые изделия с полимерцементным или кварцевым покрытием.
Различные покрытия на изделиях из бюджетных материалов позволяют имитировать декор из натурального камня. Однако следует с особой аккуратностью подходить к монтажу таких изделий и тщательно заделывать стыки, чтобы избежать появления сколов и трещин декоративных покрытий;
- послойного наклеивания
Данный способ заключается в последовательном наклеивании на форму стеклоткани, пропитанной синтетической смолой в качестве связующего вещества. Так производят декор из стеклопластика либо армируют хрупкие материалы. Кроме того, послойное наклеивание позволяет создавать защитно-декоративные слои непосредственно на наружных стенах зданий при реализации мокрых фасадов;
- холодной ковки и чеканки
Эти способы относятся к изготовлению фасадного декора из листового металла: декоративных панно, решеток, ограждений для балконов и лестниц. При холодной ковке происходит сгибание металла без нагрева при помощи специальных станков и шаблонов, а с помощью чеканки на металлической пластине выбивается рельефное изображение.
В зависимости от типа связующего выделяют декор на основе
- цемента;
- полимерных смол.
Связующие вещества удерживают вместе все компоненты смеси и определяют основные свойства материалов. Изделия на цементной основе (стеклофибробетон, архбетон, полистиролбетон) обладают большей прочностью и не боятся УФ-излучения, но достаточно гигроскопичны, поэтому такой декор необходимо покрывать гидрофобными составами.
В зависимости от испытываемой нагрузки фасадный декор подразделяется на эксплуатируемый и неэксплуатируемый.
Эксплуатируемый декор может повреждаться людьми и домашними животными, его могут задевать при проходе, проносе вещей, на него опираются или наступают. Это элементы входной группы, колонны, пилястры, поручни, перила. Чтобы избежать частой реставрации и иметь возможность помыть фасад в случае загрязнения, такой декор должен быть выполнен из прочных водостойких материалов.
Неэксплуатируемый декор находится выше роста человека и не повреждается в связи с его деятельностью. Это обрамления окон вторых этажей, молдинги, подкровельные карнизы, капители.
Совет! В целях экономии можно использовать разные материалы для эксплуатируемого и неэксплуатируемого декора. Например, стеклофибробетон и архитектурный камень устойчивы к нагрузкам и хорошо подойдут для отделки цоколя и оформления входной группы, тогда как полистиролбетон или пенополистирол вполне можно использовать для изготовления изделий, находящихся выше человеческого роста. При этом необходимо соблюдать два условия: во-первых, цвет и фактура разных материалов должны быть одинаковыми или сочетаться друг с другом, чтобы имитировать один и тот же материал (это достигается специальными покрытиями, например, под натуральный камень), а во-вторых, сильно выступающие элементы бюджетных материалов должны быть защищены отливами во избежание намокания и повреждения снегом и градом.
По весу фасадный декор подразделяется на 3 вида:
- Сверхлегкий (1-3 кг/п. м изделия);
- Легкий (3-10 кг/п. м изделия);
- Тяжелый (от 10 кг/п. м изделия).
Монтаж тяжелых элементов декора требует прочных стен и фундамента, а также наличия техники и специального оборудования для крепления.
Совет! Чтобы уменьшить нагрузку на несущие конструкции здания, используйте декор из пористых материалов (полистиролбетон, пенополистирол) или пустотелые изделия из материалов на цементной основе, армированных фиброй (стеклофибробетон, архитектурный бетон). При этом имейте в виду, что пористые материалы менее прочные, поэтому хуже подходят для эксплуатируемого декора.
По технологии окрашивания декоративные элементы подразделяются на изделия поверхностного окрашивания и окрашенный в массе декор. Первый вариант предполагает нанесение красящего вещества после изготовления, а второй – добавление пигментов в массу в момент приготовления смеси. Если стоит задача имитации природных материалов, например, натурального камня, применяют второй способ окрашивания.
Важно! Эксплуатируемый декор лучше окрашивать в массе, в противном случае при возникновении царапин или сколов будет невозможно воссоздать первоначальный цвет.
По степени детализации фасадный декор подразделяется на изделия с высокой, средней и низкой детализацией. Для сложного декора наподобие панно и маскаронов необходимо использовать пластичные материалы (СФБ, архбетон), а простые типовые элементы менее требовательны к данной характеристике.
Таблица. Основные архитектурные элементы фасадов зданий
Наименование | Описание | Функция | Особенности |
---|---|---|---|
Антаблемент | Система верхнего горизонтального перекрытия, опирающегося на колонны. Состоит из карниза, фриза и архитрава | Является завершающим элементом для стен, колонн, полуколонн. Один из компонентов архитектурного ордера наряду с колоннами и пьедесталом. | Соотношение размеров антаблемента, колонн и пьедесталов 3:12:4 или антаблемента к колоннам 1:4 (при неполном ордере) |
Карниз (венчающий, цокольный, межэтажный) | Горизонтальный декоративный элемент, тянущийся вдоль стен | Венчающий карниз может быть составной частью антаблемента. Отводит от стен дождевые и талые воды. Обеспечивает горизонтальное членение фасада | Карнизы должны выступать за расположенные ниже детали фасада, чтобы защитить их от влаги |
Фриз | Декоративная полоса под венчающим карнизом | Является составной частью антаблемента, обеспечивает горизонтальное членение | От молдинга отличается большей шириной и более выраженным узором |
Архитрав | Элемент декора, расположенный под фризом и опирающийся на капители колонн | Является составной частью антаблемента, маскирует строительные швы, обеспечивает горизонтальное членение | Для тосканского и дорического ордера характерен простой архитрав, для ионического и коринфского – разделенный по горизонтали на три части |
Колонны | Вертикальные опоры, круглые или квадратные в сечении. Состоят из базы, ствола и капители | Украшают парадный вход, террасу, балкон. Обеспечивают вертикальное членение фасада, выполняют несущую функцию | В полном ордере колонны дополняются пьедесталом. Капители колонн должны немного выступать за архитрав |
Полуколонны | Элементы, выступающие из плоскости стены, условно изображающие колонну | Обеспечивают вертикальное членение фасада | Выступают из плоскости стены на 50-70% |
Пилястры | Плоские вертикальные выступы стены прямоугольного сечения, условно изображающие колонну | Обеспечивают вертикальное членение фасада | Чаще всего выступают от стены не более чем на четверть своей ширины |
Фронтон | Треугольная (реже полуциркульная) конструкция из двускатной крыши и карниза | Завершает фасад здания, портик или колоннаду | Может располагаться над окном или дверью |
Русты | Четырехугольные элементы для декорирования стен и углов здания | Обеспечивают вертикальное членение В зависимости от материала защищают стены от механических повреждений, повышают тепло- и шумоизоляцию здания. | Для выполнения утилитарных функций должны быть изготовлены из материалов, обладающих соответствующими характеристиками |
Филенки | Рамочные обрамления стен здания | Формируют целостность композиции, создают вертикальное (высота больше ширины) или горизонтальное (ширина больше высоты) членение | Располагаются с различной частотой в один или несколько рядов. Стена внутри может быть украшена росписью или рельефом |
Балюстрада | Конструкция из балясин, тумб, основания и перил, ограждающая балкон, террасу или лестницу | Защищает от падения с высоты. Подчеркивает горизонтальный характер членения фасада | Высота балюстрады соответствует росту человека и не изменяется в зависимости от размеров здания. Форма балясин, тумб и наверший разная в зависимости от стиля |
Розетка | Декоративный элемент круглой формы с объемным или плоским рисунком в виде симметричных радиально расходящихся лепестков и листьев | Центрирует архитектурную композицию, усиливает тектонический ритм при чередовании с другими элементами, маскирует дефекты и стыки поверхностей | Розетка может быть как самостоятельной композицией при расположении в центре тимпана фронтона, так и дополняющим элементом оформления |
Панно | Обрамленная роспись или рельеф | Повышает художественную ценность, придает объекту уникальность, заполняет пустые участки фасада | Материалы должны быть устойчивыми к внешним воздействиям |
Архивольт | Элемент дугообразной формы, обрамляющий арочный проем | Выделяет дугу арки из плоскости стены | Может декорироваться рельефными узорами и росписью |
Сандрик | Небольшой карниз над оконным или дверным проемом | Прикрывает стекла и входную часть здания от осадков, визуально расширяет проемы | В классической и ордерной архитектуре состоит из архитрава, фриза и карниза |
Наличники | Обрамление дверных или оконных проемов | Скрывают технологические стеновые щели, подчеркивают проемы | В традиционной архитектуре оконные наличники должны «опираться» на подоконник |
Замковый камень | Элемент клиновидной формы в центре архивольта, оконного или дверного карниза | Вносит симметрию, имитирует прочность конструкции | Может быть украшен орнаментом, валютами, маскароном. Бывает одинарным или веерным тройным |
Кронштейны | Декоративно-поддерживающие элементы под горизонтальными частями здания | Декорируют пространство под карнизами, сандриками, подоконниками, балконами, имитируют либо создают прочность конструкций | Форма и орнамент кронштейнов должны сочетаться с вышерасположенными горизонтальными элементами. Могут быть выполнены в виде атлантов или кариатид |
Основные ошибки при выборе фасадных элементов
Разберем наиболее распространенные ошибки при реализации классических фасадов, которые сразу бросаются в глаза и портят общее впечатление.
Не соответствие конструкции здания классической архитектуре
Как уже было сказано выше, классический стиль подразумевает симметричный фасад. Любое отклонение в симметрии вызывает эффект так называемого «неспокойного фасада».
Не выдержанный стиль
Стиль здания формирует не только наличие тех или иных декоративных изделий. Помимо этого важно соблюдать соотношение размеров деталей, их расположение относительно конструктивных элементов здания, а также учитывать форму и орнамент декора.
Декоративные элементы не соответствуют пропорциям здания
Утонченные элементы декора на массивном здании, равно как и крупная лепнина на относительно небольшом объекте смотрятся одинаково негармонично. Особенно часто ошибки допускают в размерах колонн, венчающих карнизов, молдингов, наличников.
Несоразмерность элементов декора фрагментам облицовочного материала
Чем крупнее фрагменты облицовочного материала, тем более массивным должен быть лепной декор. Верно и обратное: на гладких стенах чрезмерно крупный декор будет смотреться негармонично.
Неправильный подбор фактур
Фактура деталей лепного декора должна быть крупнее фактуры облицовочного материала. В противном случае теряется объем, и эффект от лепнины смазывается. Например, на рельефных стенах рустовый камень должен быть не гладким, а, наоборот, с более выраженной фактурой по сравнению со стеновым материалом.
Использование дешевых материалов на дорогом фасаде
Довольно распространенная ошибка, когда фасад из натурального камня, стеклофибробетона или архбетона завершают карнизной плитой, выполненной из пластика. Это сразу бросается в глаза и портит впечатление. В классических фасадах свес необходимо оформлять из того же материала, что и остальной декор.
Неправильный выбор цвета декора
Традиционно фасадный декор делают белых или светлых тонов. Во-первых, светлые цвета кажутся ближе, и лепнина смотрится более выразительно. Во-вторых, на светлом декоре более заметна фактура, что позволяет сделать больший акцент на ту или иную деталь фасада. Поэтому крайне нежелательно делать декор более темным, чем стены - это не соответствует классическим принципам и сглаживает рельефность и объем.
Заключение
Классические фасады никогда не выходят из моды. Они являются признаком стабильности, надежности и благополучия. Чтобы здание смотрелось презентабельно и гармонично, каждый отдельный декоративный элемент должен подчиняться выбранному стилю, а весь декор в целом – создавать единую уравновешенную композицию. Это возможно достичь при условии соблюдения аутентичных классических принципов и системного подхода к проектированию фасадов.
Есть идеи? Мы реализуем!
Напишите нам и мы поможем с самыми дерзкими идеями