17.05.23
Создание памятников и монументов: о работе скульптора и архитектора, используемых материалах и особенностях изготовления.
Начиная с 2010-х годов стремительно меняется облик российских городов: преображаются общественные пространства, реставрируются старые и возводятся новые памятники в честь исторических событий и людей, внесших вклад в становление, развитие и защиту нашей страны. Каждый год в России устанавливают более полусотни памятников и стел, не считая мемориальных досок и арт-объектов. Произведения монументального искусства помогают сохранить память о знаковых событиях, пробуждают чувство патриотизма и формируют выразительную городскую среду, наполненную глубоким смыслом.
Появление большого количества памятников и монументов за последнее десятилетие стало возможным благодаря государственной культурной политике, направленной на сохранение культурного наследия и поддержку социально-культурной сферы. Объекты создаются по инициативе ведомств, организаций и даже отдельных граждан. Немаловажную роль сыграла и экономическая составляющая. Новые материалы и технологии производства позволили существенно снизить стоимость готовых изделий и сократить сроки изготовления и монтажа.
В этой статье мы поговорим о нюансах и сложностях, с которыми мы сталкивались при создании стел, барельефов, постаментов, расскажем о материалах, используемых в производстве, а также познакомим вас с авторами монументальных работ и раскроем интересные подробности, связанные с каждым объектом.
Памятник "Труженикам тыла и детям войны"
Дата и место открытия: май 2020 года, г. Улан-Удэ, республика Бурятия.
Скульптор: Алексей Чебаненко
Памятник состоит из четырех бронзовых фигур, стелы и постамента. Мужчина с мальчиком изготавливают винт самолета, женщина держит грабли, у девочки в одной руке сноп, а другой она гладит овцу. Все скульптурные элементы составляют единую композицию, которая показывает стойкость и мужество тех, кто остался в тылу, их вклад в Великую Победу. За фигурами установлена стела с элементом герба Бурятской АССР и знаменем Победы.
За год до открытия памятника в Улан-Удэ проходил конкурс на лучший эскизный проект, и победителем стал Алексей Чебаненко – скульптор Студии военных художников им. Грекова. Алексею удалось отразить идею неоценимого вклада в Победу простых людей. Благодаря мужчинам, которые остались в тылу, женщинам и детям на фронт поставлялась еда, одежда, техника. На стеле видны эшелоны, увозящие груз на передовую. Через образы людей, через детали национальной одежды скульптор также передал идею дружбы и сотрудничества между народами, сделав мужчину и мальчика русскими, а женщину и девочку – бурятами. Несмотря на национальные различия, все они трудятся плечом к плечу на благо единой Родины.
Наша работа заключалась в изготовлении стелы по авторскому слепку. Для получения максимально прочных изделий с высокой степенью детализации мы применяем стеклофибробетон. Этот пластичный материал позволяет в точности передать каждое движение руки скульптора. «Ручной труд, запечатленный в бетоне», - так охарактеризовал получившуюся стелу Андрей Полетаев, генеральный директор Архитектуры Благополучия.
Это был волнительный эксперимент. Стела отливалась на нашем предприятии по частям, затем ее собрали по чертежам, покрасили. После этого ее нужно было снова разобрать, тщательно упаковать и специальным транспортом отправить в Бурятию, чтобы на месте собрать элементы в единое целое.
Из-за ограничений, связанных с коронавирусом, Алексей Чебаненко на монтаже быть не смог и очень волновался, как все пройдет. Ведь чтобы все сделать грамотно, нужно учесть расчеты, конструктив. Но подрядные организации справились как нельзя лучше, и 6 мая, в год 75-летия Великой Победы, состоялось торжественное открытие памятника.
Монумент "Ворота в Азию"
Дата и место открытия: сентябрь 2020 года, г. Кяхта, республика Бурятия.
Архитектор: Белый А.В.
Автор проекта и скульптор: Чебаненко А.Д.
Монумент представляет собой триумфальную арку на четырех колоннах. С двух сторон каждой из колонн установлены барельефы первооткрывателей Азии на фоне ландшафтов, по которым они проходили, а также предметов, необходимых для работы исследователей. Венчает арку герб Российской империи. Монумент создавался к 175-летию основания Русского географического общества. Инициатором создания выступил Президент РГО Сергей Шойгу.
Проект воплощался в жизнь в тесном сотрудничестве архитектора Андрея Белого и скульптора Алексея Чебаненко. Решение создать монумент в виде арки было принято Алексеем исходя из месторасположения Кяхты. Это пограничный город: с одной стороны – Россия, а с другой – Монголия, за Монголией – Китай. Поэтому стало очевидным, что нужно поставить своеобразные ворота, которые символизируют путь в Азию. Ворота в виде арки должны подчеркивать соединение двух культур: русской и восточной. Поскольку исследователи работали в эпоху классицизма, решили совместить в одном монументе элементы китайской и классической архитектуры.
Перед архитектором Андреем Белым стояла задача органично вписать монумент в окружение: ландшафт и строения города Кяхта. Особенно большое внимание уделялось сочетанию арки с домом купца А.М. Лушникова, который был построен в 1830-е годы. Ведь именно сюда приходили первооткрыватели, получали продовольствие и отправлялись в дорогу. Для восточной архитектуры большое значение имеет символика, соотношение элементов, цвет. В первую очередь нужно было определить пропорции: высоту и ширину барельефов относительно размеров колонн. Для классицизма характерны пастельные тона, кроме того, в Бурятии много буддийских храмов, выполненных из светлого камня. Поэтому арку решили сделать светлой, а барельефы – в темном цвете. Все элементы арки созданы по законам золотого сечения, а кровля имеет небольшие уклоны, что отсылает к буддистской архитектуре.
После проработки концепции начали прорабатывать материалы. Стеклофибробетон как нельзя лучше подошел как для создания декоративных элементов арки, так и для реализации сложных барельефов с высокой степенью детализации. Арка выполнена из стеклофибробетона с фактурой под натуральный камень, герб Российской империи и барельефы – из стеклофибробетона, патинированного под бронзу.
Используемая нами технология напыления СФБ позволила создать точные копии авторских рельефов и передать посыл скульптора, заложенный в каждый образ. Каждый барельеф связан с историей жизни, стремлениями и достижениями того или иного исследователя: Пржевальского Н.М., Потанина Г.Н. и его супруги, Обручева В.А., Певцова М.В., Роборовского В.И., Громбчевского Б.Л, Грум-Гржимайло Г.Е., Козлова П.К. По словам Алексея Чебаненко, портрет – самая сложная и в то же время интересная часть работы скульптора. Важно не просто выполнить героя похожим на самого себя, но и передать чувства, состояние, устремления. Именно это делает образ живым и наполняет композицию особым смыслом. Помимо выражения лица и позы, для передачи максимальной достоверности важно было проработать каждую деталь того времени, вплоть до пряжки, пуговицы, эполета. Для этого Алексей глубоко погрузился в изучение литературы, а также постоянно консультировался с историками.
На проектирование монумента ушел один год, строительство заняло четыре месяца, и 26 сентября 2020 года, к 175-летию Русского географического общества, состоялось открытие монумента «Ворота в Азию».
Стела в честь 300-летия прокуратуры
Дата и место открытия: декабрь 2021 года, г. Хабаровск.
Архитектор: Белый А.В.
Скульптор: Чебаненко А.Д.
Стела изготовлена по заказу военной прокуратуры города Хабаровска к 300-летию образования прокуратуры по указу Петра I в 1722 году. Авторам была поставлена задача разработать концепцию памятника, которая отражала бы символы эпохи петровского времени. За основу монумента была взята ладья – устойчивая фигура, олицетворяющая величие и силу закона. На лицевой части стелы размещен свиток с Указом Петра I об основании прокуратуры, на боковых сторонах находятся барельефы в виде щитов ведомства. Венчает стелу гербовый орел прокуратуры РФ.
Монумент полностью изготовлен нашей компанией из стеклофибробетона. Этот материал как нельзя лучше подходит для суровых климатических условий Хабаровска, где температура в зимний период достигает -40 градусов. Стела в форме ладьи выполнена из СФБ с фактурой под натуральный камень светлого оттенка, а барельефы и гербовый орел изготовлены из СФБ с патинированием под бронзу.
Ладья – непростая фигура. Криволинейные формы требовали максимально точного расчета. Ошибка всего в 1-2 мм могла оказаться фатальной. Именно благодаря точности чертежей Андрея Белого стало возможным реализовать монумент в реальном размере.
В процессе работы над памятником мы столкнулись с непредвиденным обстоятельством. Стела должна была отправиться в Хабаровск из Москвы специальным военным бортом, но за два дня до вылета стало известно, что выдают другой транспорт, меньшего размера. Откладывать вылет было нельзя – поджимали сроки. В результате было принято крайне сложное и неординарное решение – распилить уже готовый монумент и везти его по частям, чтобы уже на месте в Хабаровске собрать конструкцию в единое целое. Стеклофибробетон не подвел: стелу смогли разрезать на составные части и уже в Хабаровске в условиях сорокаградусного мороза вновь собрать. Ни один другой материал не позволил бы этого сделать.
Стела была реализована в предельно сжатые сроки. От разработки проекта до монтажа прошло чуть больше трех месяцев. Это произошло благодаря слаженной работе всех участников процесса – архитектора, скульптора, рабочих на производстве, монтажников и помощи местных строителей. Открытие состоялось в преддверии новогодних праздников, а 12 января 2022 года на Уссурийском бульваре, где стела установлена, торжественно отметили знаменательную дату – 300-летие прокуратуры России.
Памятник «Воину-освободителю»
Дата и место открытия: 22 июня 2022 года, г. Пермь
Архитектор: Белый А.В.
Скульпторы: Вучетич Е.В., А.Д. Чебаненко
Памятник создан по инициативе и при участии Александра Дубовика, генерального директора ООО «Пермские заводы», на территории которого установили Воина-освободителя. Как сказал Александр, многие его родственники прошли через горнило войны, и когда памятники героям в некоторых странах начинают разрушать, стаскивать с пьедесталов, важно делать все возможное, чтобы сохранять память о солдатах и передавать ее следующим поколениям.
Для этой цели было решено создать уменьшенную копию монумента Воина-освободителя, который находится в берлинском Трептов-парке. На памятнике изображен советский солдат, который держит на руках спасенную девочку – символ освобожденной Европы, а под его ногами находятся обломки свастики – символ поверженного фашизма. Автор этого монумента – легендарный скульптор Евгений Вучетич. Александр Дубовик встретился с внуком и тезкой Вучетича, Евгением, у которого сохранилась рабочая модель деда из гипса, выполненная по авторскому слепку скульптора в 1946 году. Монумент Воину-освободителю на территории пермского насосного завода отлили из бронзы именно по этой, самой первой рабочей модели Вучетича.
По словам Алексея Чебаненко, скульптора студии военных художников имени Грекова, самым важным в этой работе было в точности передать тот дух, ту пластику, которую заложил Евгений Викторович Вучетич в свою работу.
Скульптуру установили на постамент, который изготовила наша компания из стеклофибробетона. Фактуру материала сделали под гранит, красный цвет постамента символизирует пролитую кровь. Использование СФБ вместо природных материалов позволило существенно снизить стоимость памятника и при этом сохранить прочность и долговечность, присущую натуральному камню. Из стеклофибробетона выполнен не только сам постамент, но и информационная табличка с надписью, а также название монумента - «Воину освободителю».
Для архитектора Андрея Белого основной задачей стало согласовать масштаб скульптуры с постаментом, а также органично вписать памятник в окружающее пространство завода. В результате получилась уравновешенная стройная композиция, которая стала украшением не только территории завода, но и значимым монументом всего города.
22 июня, в День памяти и скорби состоялось открытие памятника. Десятки людей собрались на заводе «Пермские насосы», чтобы отдать долг памяти солдатам, которые, не щадя своей жизни, спасали нашу Родину.
_____________________
Для ГК Архитектура Благополучия большая честь принимать участие в создании памятников и монументов, которые объединяют и сплачивают людей, напоминают нам о том, кто наши предки, кто мы такие, и вызывают чувство гордости за нашу страну.
Участвовать в таких проектах нам позволяет отработанная за долгие годы технология производства стеклофибробетона и выверенные методом многочисленных проб составы, позволяющие имитировать фактуру и цвет натурального камня и изготавливать изделия с высокой прочностью и долговечностью. Подробнее со свойствами, характеристиками и технологией изготовления СФБ вы можете ознакомиться в этой статье на примере фасадного декора. А сейчас хочется подытожить основные плюсы данного материала при создании памятников и монументов:
- Высокая степень детализации, позволяющая изготавливать барельефные изображения – от портретов до мельчайших деталей обстановки.
- Высокая прочность и долговечность, сравнимая с натуральным камнем.
- Возможность имитировать фактуру и цвет различных пород натурального камня, а также дерева, бронзы, металла.
- Низкая себестоимость объекта по сравнению с изделиями из природного камня.
- Высокая скорость изготовления за счет отработанной технологии напыления СФБ в формы.
Архитектура Благополучия всегда открыта для новых проектов. Мы с огромным удовольствием работаем с активными и творческими людьми, которые всецело посвящают себя созданию таких важных для нашей страны объектов. Только так можно сохранить наследие и передать память о наших предках следующим поколениям.
Есть идеи? Мы реализуем!
Напишите нам и мы поможем с самыми дерзкими идеями