Наш сайт использует cookie-файлы, данные об IP-адресе и вашем местоположении для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Политика конфиденциальности

Архитектура благополучия

Архитектура Благополучия: архитектурное проектирование, производство и монтаж фасадного декора в Москве и Московской области

Кариатиды.

Кариатиды.
     Существует довольно большое количество архитектурных элементов, которые впервые использовались много веков назад, но и  в современном архитектурном мире не перестают быть популярны в виду своей особенности.  Не миновала чаша сия и  судьбу кариатида.  Рожденные в Греции, и имея богатое прошлое, этот архитектурный элемент по прежнему способен внести ощущение классики в любой, даже Богом забытый уголок... Кариатиды – одни из немногих скульптур,   которые проникли  практически в каждый  стиль и направление, покорили сердце не одного создателя мировых архитектурных шедевров различных эпох.  И что интересно,  даже в современном мире,  где царит хай тек, экономия и большинство зданий возводится исходя из понятий практичности и функциональности, кариатиды сохраняют свою востребованность.  В чем секрет «успеха»  кариатид и каков их длинный путь? Стоит поговорить обо всем по порядку.

Что такое кариатида и каково ее происхождение?

    Древнегреческие зодчие первыми ввели в использование, поддерживающие здание элементы, которые представляли собой скульптуры одетых в тунику  женщин и мужчин.  Так,  или почти так, на смену колоннам и пилястрам пришли кариатиды.

    Существует несколько предположений о происхождении названия кариатиды. Одни считают  вдохновительницами создания архитектурных элементов девушек из г. Кария, которые совершали религиозные танцы с корзинами на головах и воспевали древнегреческую богиню Артемиду. Другие предполагают, что статуи женщин, поддерживающих здания, это не что иное, как проститутки, которые превращены в камень за развратное поведение. Наказанные богами, они держат всю тяжесть здания, мучаясь и являя собой назидательный образ всем тем, кто продолжает жить на Земле и помышляет о распутном поведении.

   На самом деле трактовок появления этого элемента существует не мало. Но какой бы не была истинная история возникновения, кариатиды долгое время «живут» во многих шедеврах мировой архитектуры.

История применения кариатид в архитектуре.

Как все новое, долгое время кариатиды пользовались популярностью при возведении зданий    в эпоху Древней Греции. Однако, их применение, фактически, сошло на «нет» в Средние Века. И только в эпоху Возрождения кариатиды вновь приобрели популярность и уже не теряли ее.

Исчезновение интереса к использованию кариатид в период Средних Веков некоторые историки связывают с теми социальными,  религиозными, политическими и экономическими изменениями, которые переживало общество Европы. Становление архитектурного стиля того времени не отвечало первоначальному помпезному и, порой, вычурному внешнему виду женских скульптур на фасадах зданий.  Но с приходом эпохи Возрождения, с возвращением внимания к человеку « как мерилу всего» - возродилось и античное дыхание в архитектуре. Люди вновь стали более открыты к пониманию и принятию человеческого, торжественного, величественного и «громкого». И с того времени популярность и актуальность кариатид удивительным образом сохраняется и мерным историческим шагом проходит сквозь века.

   В разные периоды времени интерес к этим элементам был различным, менялась также и сама форма кариатид. Желая стилистически разнообразить строения, архитекторы стали применять мужские фигуры атлантов, которые все также носили функцию не только декоративную, но и поддерживали антаблемент. Это стало некой производной от «оригинальных» кариатид.

Архитектурные стили, в которые применялись кариатиды.

  Кариатиды - это тот элемент, который получил жизнь практически в каждом стиле и направлении. Для наглядности стоит вспомнить некоторые из них, с яркими примерами в исполнении.

Барокко. В барокко статуи вместо колонн подчеркивали парадный внешний вид и всю витиеватость постройки. Если привести пример, то заметным представителем строения в стиле барокко с использованием атлантом, можно назвать Екатерининский дворец проекта Ф. Б. Растрелли. Этот итальянский архитектор является одним из ярчайших представителей своей эпохи, использовавший кариатиды в своих проектах. Можно сказать, что кариатида  «звучит в унисон» с мыслью создателя Растрелли. Зная историю возведения Екатерининского дворца, его сложно было бы представить без украшения фасада кариатидами. Они предстают на  центральной части фасада, предавая дворцу поистине величественный вид. Именно такое впечатление и должен был производить царский дворец по задумке архитектора.

    Классицизм. Если продолжать вести речь об использовании кариатид в архитектуре Санкт-Петербурга, то, безусловно, нельзя не вспомнить знаменитый Михайловский замок архитектора Баженова. Наверное, каждый, кто бывал в Петербурге, видел могучих атлантов, которые подпирают балюстраду. Хотя стоит отметить, что атланты - это не сами кариатиды, но вполне заслуживает называться идейной производной от женских скульптур.

   Ампир.  Такой архитектурный стиль как ампир,  не мог не впитать в себя замену колонн на скульптуры. Стилистическая структура позволила, например, архитектору А. Д.Захарову при возведении Главного Адмиралтейства, использовать скульптуры женщин-нимф, несущих небесную сферу. Симметричное расположение кариатид  наблюдается на въездной арке центральной башни Адмиралтейства. Захаров здесь дал волю своему воображению и позволил себе отойти от классического понимания древнегреческого элемента, изобразив нимф, ниспосланных с особенным предназначением.

Итак.  Не смотря на стремительно развивающиеся архитектурные направления, актуальность замены колонн и пилястр на скульптуры не исчезала. Их применение прослеживается в неоренессансе, эклектике, модерне, неоклассицизме и даже в сталинском ампире. Возможность импровизации, свобода выражения художественного вкуса вне стесненных рамках стиля — это неоспоримое преимущество кариатид. Именно это позволяет оставаться в каждом направлении и не терять своей популярности и актуальности, не смотря на развитие цивилизации и культуры людей всех народов мира.



Материалы, из которых создаются кариатиды

Согласно своему течению времени, строительные материалы, которые служили средством создания скульптурного элемента, меняли свои составы и характеристики. Если говорить о более ранних временах, то это был камень, позднее мрамор, бетон, в том числе и белый. К моменту всеобщего мирового научно-технического развития изменились не только материалы для создания кариатид, но и область их применения. Например, при декорировании современных домов и даже квартир, скульптуры изготавливаются из гипса или дерева. Часто используется – шамот, натуральный камень, бетон,  стеклофибробетон, стеклокомпозит, мрамор…

            С течением времени понятие архитектурного элемента, который является главным героем сегодняшнего повествования, приобретает все новые трактовки. Некоторые архитекторы современного времени склонны назвать кариатидами фигурные выступы, исполняющие роль подпорок или колонн. Таким образом, для части строительных художников это не обязательно человеческие фигуры.  Бесспорно, здание, которое в себя включает колонны, пилястры - мгновенно приобретает величественный, а иногда помпезный характер. Их присутствие  на центральном фасаде способно придать строению  официальный или торжественный характер.  Можно сказать, что  в тот момент, когда создатель строения использует кариатиды - появляется простор для вдохновения. И уже в зависимости от того, насколько сложной является задумка автора, здание принимает на себя особенное настроение.

Заключение.

    Когда произведение искусства остается «жить» на века в сердцах, умах людей и при этом приносит материальную пользу, неизменно возникает вопрос: в чем секрет «успеха»? В случае с востребованностью кариатид в архитектуре прошлых веков и в современности, нельзя дать однозначного ответа. Наверное, каждый может понять это по-своему. Но все же, быть может,  этот элемент архитектуры имеет столь долгую историю, и скорее всего, столь же длинное будущее, не случайно…  Ведь имеет право на существование версия, что в далекой Древней Греции статуи женщин, которые подпирали крышу здания, были творением не человеческой мысли, а небесных сил. А быть может, сами по себе кариатиды благоволят свободе художественной мысли, не ставят создателя в тесные рамки, и, тем самым, любимы архитекторами всех времен. Пускай каждый выберет, в какую версию ему верить. Одно можно сказать точно: кариатиды ждет будущее.