Архитектура благополучия

Архитектура Благополучия: архитектурное проектирование, производство и монтаж фасадного декора в Москве и Московской области

Ландшафтная архитектура: французский парк как он есть

Сады с ясной геометрической планировкой существовали уже в древней Месопотамии, Египте, Персии, Китае и Японии. Однако стиль европейского "регулярного парка" восходит к эпохе итальянского Возрождения, когда, согласно эстетике нарождающегося классицизма, архитекторы стремились осуществить идеал абсолютной геометрической гармонии. То есть тип парка и стиль планировки, оформления садов основывались на правилах геометрии, принципах симметрии, регулярности и прямой линейной перспективы. Дорожки, цветники и водоемы с фонтанами в таких садах планировали симметрично вдоль одной оси — центральной аллеи — и расходящихся от нее "лучей" так, чтобы с определенных точек можно было наблюдать ясную перспективу. Такие парки уже тогда были украшены античной скульптурой, которая в дополнение к оптической создавала историческую перспективу.
Регулярные французские парки следовали классицистической композиционной схеме: симметрия, лучевая планировка аллей, преобладание горизонтали, но обязательно дополнялись парковыми сооружениями: гротами, эрмитажами, колоннадами. Парте́ры - газоны и низко подстриженные кустарники с цветочными клумбами - чередовались с боскетами - высокими кустарниками и деревьями, подстриженными таким образом, что они образовывали кубы, пирамиды, конусы и шары.
Причудливые по рисунку цветники и вазоны, дорожки, посыпанные цветным песком, кирпичной крошкой, и узоры среди цветников, выложенные разноцветным битым стеклом, образовывали так называемый партер-бродри. Он особенно эффектно просматривался с балконов дворца, бельведера или верхних террас. Фантазии архитектора создавали зеленые лабиринты, шпалеры, кабинеты, беседки, трельяжи с вьющимися растениями.
Характерными приемами планировки французского парка являются газоны и цветники, расположенные несколько ниже уровня прилегающих аллей; посадка деревьев или кустарников по четырем "ветвям креста" и в центре прямоугольного участка парка, а также посадка деревьев в шахматном порядке.
Водоёмы (каналы, бассейны) во французских парках часто устраивались в качестве зеркал, удваивающих высоту деревьев или зданий. Парк украшался и «одушевлялся» скульптурными композициями, обычно на мотивы мифологий, для усиления или для прерывания перспектив, а также для подачи воды в фонтаны и каскады.
Регулярный стиль оказал влияние на формирование дворцово-парковых ансамблей в России – Ораниенбаум, Петергоф, Царское Село, Летний Сад в Петербурге.