Наш сайт использует cookie-файлы, данные об IP-адресе и вашем местоположении для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Политика конфиденциальности

Архитектура благополучия

Архитектура Благополучия: архитектурное проектирование, производство и монтаж фасадного декора в Москве и Московской области

Искусство лепного декора от Древнего мира до наших дней.

Человек еще в Древности стремился к красоте своего жилища. Еще в каменном веке наши предки расписывали стены пещер изображениями того что их окружало. И это были первые шаги к зарождению искусства. Спустя века на земле появились первые цивилизации Древнего мира. Величественные храмы и дворцы Вавилона, Шумера, Ассирии декорированные золотом, барельефами, скульптурами, природным гипсовым камнем на полах и облицовки стен. Историки и археологи убеждены, что история всемирного декора началась 5000 лет до н.э. в Древнем Египте. Из чего можно заключить, что лепнина — вот уже семь тысячелетий используется для декорирования домов, дворцов, театров, храмов, музеев и усадеб.


Первые образцы лепного декора в Древнем Египте.

Точная дата появления лепного декора не сохранилась. Но первые, сохранившиеся до нас, образцы лепнины Древнего Египта причисляются к додинастической эпохе и временам фараонов Первой династии (Нармера, Каа). Расцвет искусства лепного декора произошел в Египте гораздо позднее, в эпоху подъема мировой древнеегипетской державы –в Новом Царстве, в годы правления Тутанхамона, фараонов Тутмоса III, царицы Хатшепсут. Египетские архитекторы и строители, благодаря своему знанию и любви к роскоши заложили начало искусства лепного декора. Дворцы и храмы строились миллионами рабов, но к сожалению, искусных камнерезов были единицы, а каменного декора требовалось все больше. В связи с этим лепной декор начали делать сперва из керамики, а позднее из гипса.

Первоначально использование лепнины носило утилитарный характер – колонны попросту удерживали крышу. Но затем верхнюю часть колонн – капитель стали украшать резными и лепными орнаментами, на стенах появились выпуклые полоски, на дверных порталах и наличниках дверей появилась гипсовая лепнина, картуши и розетки украсили штукатурку.

Искусство Древнего Египта надолго пережило саму древнеегипетскую цивилизацию. Говорят, что это искусство проникнуто некой мистической историей, - но на самом деле египтяне восхищались красотой жизни на берегах Нила. И свою благодарность Богам выражали в своей архитектуре и искусстве.

Лепнина Древнего Египта

Древняя Греция и Рим - абсолютная классика на все времена.


Расцвет искусства декоративной лепнины произошел в эпоху Античности. В Древней Греции и Риме сформировались основы, художественные направления и технология изготовления лепных изделий. В строительстве и отделки зданий впервые появляется понятие «ордер», что означает четкую систему архитектурной композиции, в основе которой лежит сочетание конструктивных и художественно-декоративных элементов. С 1100 года до н.э. украшения капителей колонн, пилястры, модульоны, карнизы - стали широко применяться для декорирования храмов, общественных зданий и домов. Все формы архитектурного декора, появившиеся в Древней Греции стали классикой на все времена – вплоть до XXI века. 

Римляне позаимствовали у греков все самое лучшее, но отступив от их традиций усовершенствовали и обогатили искусство лепного декора. В Древнем Риме с его стремлениями к роскоши предпочитали богатые растительные орнаменты, в свою очередь греки использовали только геометрический лепной орнамент. Виноградные листья и кисти, цветочные розетки, лавровые ветви, скульптуры с разнообразными сюжетами – лепнина Древнего Рима привлекает своим разнообразием и изощрённостью.

Античность определила направления искусств лепных рельефных украшений и сделала незаменимый рывок, который дал начало практически во всех последующих стилях архитектуры - готике, ренессансе, барокко, рококо, классицизме и модерне.

Лепнина Древней Греции

От «скучного» рационализма до пышного вычурно-порочного барокко

В V веке н.э. под натиском варваров пал Рим – и после этого Европа и сменившая Римскую империю Византия погрузилась в Темные века. В это время большинство культурных и технических изобретений было забыто, а сформировавшийся в то время романский стиль предполагал простые формы зданий и скупой минимум отделки. Романский стиль постепенно вытеснила готика, но это случилось не скоро, лишь в XII столетии. Кардинальные изменения произошли в архитектуре храмов - на смену мрачным крепостям пришли грациозные, смотрящие вверх готические храмы с огромными окнами. Собор Парижской Богоматери, Вестминстерское аббатство, Кельнский собор – все архитектурные памятники готики с его ажурной лепниной на колоннах, потолках и наличниках окон неизменно радуют глаз. 
Настоящую свободу в мир лепного декора принес стиль Возрождения (Ренессанса), сменивший в XIV веке готику.

Принципы архитектуры Возрождения – «древнеримская» упорядоченность, пропорции и симметрия. Образцы ренессансной лепнины можно увидеть во всех шедеврах той эпохи - Собор Святого Петра в Риме, дворец Пандольфини во Флоренции. Но даже ренессансное торжество лепного декора оказалось скромным по сравнению с истинным пиршеством барокко...

Лепниной изобиловало всё - потолки, стены, колонны, камины, мебель, дверные порталы, фасады и фронтоны. Причем лепнина была не только белой – она сверкала золотом и серебром. Карнизы с растительным орнаментом, карнизы с геометрическим орнаментом, межэтажные карнизы, цокольные карнизы, потолочные розетки, волюты, пальметты, пилястры, модульоны, медальоны, кронштейны, маски, маскароны, амуры, картуши – лепнина барокко поражала пышностью и разнообразием. 
В первой половине XVIII века барокко в дизайне интерьера превратился в рококо. Причудливые листья, завитки, раковины, маски, щиты, гирлянды, фестоны – вся эта замысловатая лепнина присутствовала в оформлении стен, плафонов, дверей и окон.
Архитектурный стиль-барокко.

Классицизм и модерн

В конце XVIII века при Людовике XVI направление «классицизм» завоевал позиции главного архитектурного стиля. Структуру сооружений определяли четкие объемы зданий и комнат, строгость интерьеров, простота и сдержанность декора. Колонны и пилястры с каннелюрами – коринфского и ионического ордеров, арочные обрамления, кессоны, кессонированные потолки. 

Классицизм во Франции

Военная тематика была свойственна ампиру - имперскому стилю позднего классицизма. Этот архитектурный стиль мирно уживался с романтической эклектикой. Эклектика, повторяющая стили прошлого, первенствовала в Европе до конца 1870-х годов.

Нечто по-настоящему нового в архитектуру принес стиль модерн (ар нуво, югендстиль). Модерн решительно отошел от четкой симметрии и прямых углов. Архитектурные линии стали более естественные. Идеями лепнины стало все живое, созданное природой. Авторы поистине фантастических зданий – Антонио Гауди, Виктор Орта, Луис Салливен, Федор Шехтель.

Рига, улица Алберта - жемчужина стиля модерн

(в Риге модерн называют по-немецки югендстиль)

Использование лепного декора в дореволюционной России.


В государстве Российском лепнина начала использоваться на рубеже XVII и XVIII веках – во времена крушения старозаветного уклада жизни и построении нового государства. Ранее традиции боярства и духовенства определяли суть русской архитектуры, но теперь все свершалось по воле государевой. Ну а воля Петра I в архитектуре была сказана предельно ясно...

Архитектура Санкт-Петербурга строилась в европейском духе. Жилые и общественные здания выкрашивались в желтый, голубовато-бирюзовый, красный, зеленый цвет. Легкая лепнина из гипса и гладкого камня как нельзя лучше завершала картину.

К началу XIX века пышное барокко сменилось строгим классицизмом, а еще через столетия любимым стилем русских архитекторов стали эклектика и модерн. От использования лепнины не отказывался никто и никогда – вплоть до социальных и роковых событий 1917 года.

Невский 72, дореволюционная фотография

Сталинский ампир.


СССР после революции становится одним из самых мощных государств мира, на глазах обретая имперское величие и требующие воплощение всеми архитектурными средствами. В советской архитектуре мгновенно произошел переход к монументальному классицизму. Невоплощенный проект Дворца Советов, украшенного обильной и помпезной лепниной, с 1932 года определял стиль всей архитектуры в СССР. Точку в этом торжестве поставила банальная экономика - Советский Союз понеся большие убытки в экономике после Отечественной войны больше не мог себе позволить таких расходов. В конце XX века российская архитектура вновь приобрела свободу.

Невоплощенный проект Сталина. Дворец Советов

Министерство иностранных дел Российской Федерации. Сталинский ампир

Лепнина убирает монотонную гладкость потолков и стен, пространство становится более объемным.


Карнизы, наличники, колонны, пилястры, капители, замковые камни, каминные порталы, розетки – все разнообразие лепных изделий легко собирается в любую композицию. С ее помощью архитекторы и дизайнеры воплощают в пространстве дома любой архитектурный стиль – барокко, классицизм, модерн.

Лепнина из стеклофибробетона обладает высокой прочностью, сравнительно малым весом (толщина стенки изделия 10-20мм), разнообразной фактурой (натуральный камень, шамот, дерево) и цветовыми оттенками (прокрашивание в массу). Легкий, экологически чистый материал позволяет с его помощью воспроизвести все известные архитектурные стили.

Лепной декор из стеклофибробетона собственного производства Архитектуры Благополучия