К списку

27.03.23

Храмовая архитектура: особенности возведения храмов и используемые материалы

Храмовая архитектура: особенности возведения храмов и используемые материалы

Сегодня в нашей стране активно реставрируют и возводят новые храмы, чему в немалой степени способствует духовный подъем общества. Это крайне важно не только для верующих. Духовные ценности формируют культурный облик страны и способствуют укреплению российской государственности.

В 2011 году в столице была запущена программа Русской православной церкви и правительства Москвы, согласно которой необходимо построить 200 храмов в спальных районах Москвы, находящихся в шаговой доступности от мест проживания. Такое решение было принято не случайно – столица быстро разрастается, строятся жилые комплексы, и остро встал вопрос нехватки культовых сооружений. На начало 2023 года уже построены и действуют 88 храмов, на различных этапах строительства находятся 46 храмов. Помимо этого, еще 14 храмов было возведено вне рамок данной программы. То есть, каждый год вводится в эксплуатацию не менее десяти храмов. И это только по Москве, не считая строительства объектов религиозного назначения в других городах и регионах страны.

Еще лет 20-30 тому назад трудно было себе представить такие высокие темпы храмостроительства. Благодаря чему это стало возможным? Являясь членом Гильдии храмоздателей и сотрудничая с ведущими архитектурными бюро России, мы попытаемся дать развернутый ответ на данный вопрос, а также расскажем о технологиях, материалах и особенностях современной храмовой архитектуры.

Технологии возведения современных храмов

Вплоть до начала прошлого века наилучшим материалом в храмовой архитектуре считался камень. Тесаный камень применялся в качестве декоративного материала, а из цельных блоков возводили стены, своды, архитравы, колонны. Натуральная кладка смотрится красиво и аутентично, но объекты из природного камня имеют два существенных недостатка: они возводятся крайне медленно и обходятся очень дорого.

Вначале камень нужно добыть, а затем из глыб обтесать блоки, плиты и различные элементы декора, после чего выточить узоры и орнаменты. Из-за разницы в форме и размерах блоков процесс кладки стен и перекрытий из природного камня чрезвычайно трудоемкий. Все эти моменты сильно влияют на себестоимость и сроки. При этом натуральный камень отнюдь не гарантирует прочность конструкции. Наоборот, появляется слишком много переменных, которые могут негативно сказаться на прочностных характеристиках: способ добычи используемого камня, тип связующего раствора, качество кладочных работ, риск проседания фундамента вследствие высоких нагрузок, опасность выветривания связующего раствора на большую глубину.

Освоение бетона связано со стремлением найти дешевый, прочный и наиболее простой в работе материал. В гражданском строительстве монолитный бетон стал использоваться еще в 19 веке, тогда как в церковное строительство он приходил постепенно. Вначале бетон применялся в фундаментах, позднее его стали использовать в качестве монолитных сердечников при строительстве кирпичных стен. Затем из железобетона стали возводить сводчатые конструкции и стены. Этот материал отлично себя зарекомендовал при строительстве храма Христа Спасителя в Москве в 1990-е годы, когда в предельно сжатые сроки, всего за пять лет, было построено и введено в эксплуатацию это грандиозное сооружение. Храм Христа Спасителя наглядно продемонстрировал эффективность использования бетона в качестве основного материала в церковном строительстве.

Храмы из железобетона: типы сооружений, примеры реализованных объектов

Сегодня храмы из железобетона строятся по двум технологиям:

  • возведение монолитных железобетонных зданий
  • строительство каркаса из монолитного железобетона

У храмов, построенных в монолите, из железобетона выполнены абсолютно все конструкции: стены, своды, купола. Преимущество такого метода – высокая прочность и устойчивость конструкции, а главный недостаток – большой вес здания, и, как следствие, большая нагрузка на фундамент. Среди наиболее известных храмов, построенных таким способом, можно выделить: храм в честь Казанской иконы Божией Матери (Москва, пересечение Воскресенской улицы и Мещерского проспекта), храм в честь святой блаженной Матроны Московской в Дмитровском (Москва, улица Софьи Ковалевской), храм в честь святого благоверного князя Александра Невского (Москва, пересечение Александровской и Новокрюковской улиц).

Храмы, построенные по принципу железобетонного каркаса, имеют опорные колонны и сводчатые конструкции, выполненные из монолитного железобетона. Общий конструктив включает в себя и горизонтальные ригели, необходимые для перераспределения нагрузок. При этом стены не являются несущими, а выполняют только ограждающую и теплоизоляционную функцию. Главное преимущество таких храмов – сравнительно небольшой вес за счет использования легких стеновых материалов. По этой технологии построены: храм в честь Всех Святых (Москва, пересечение улиц Гарибальди и Новочеремушкинской), храм в честь святого праведного Алексея Московского (Москва, улица Вешняковская), храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Москва, пересечение Покровской и улицы Защитников Москвы).

Преимущества храмов из железобетона

Строительство храмовых сооружений из железобетона имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  1. Сокращаются стоимость и строки строительных работ
  2. Повышается жесткость и устойчивость конструкции
  3. Появляются возможности увеличивать пролеты арок и повышать вместимость храмов
  4. Открываются перспективы для выполнения более сложных сводчатых конструкций

Особенности строительства храмов из железобетона

При возведении храмов из железобетона обязательно нужно учитывать ряд нюансов, в противном случае могут возникнуть сложности не только при строительстве, но и при эксплуатации зданий. Рассмотрим некоторые из них.

  • Техническое обследование

Внутренние стены храма отделываются качественной штукатуркой, на многих участках присутствует роспись, а наружные стены обкладываются мелкоштучными материалами, из которых выполняются аркатурные пояса, порталы и другие элементы декора. Таким образом, отсутствует свободный доступ к железобетонным конструкциям, что вызывает значительные трудности с техническим обследованием. Чтобы решить эту проблему, необходимо заранее устанавливать люки в контрольных местах.

  • Свойства бетонной смеси

Для бетонирования арок, сводов и куполов следует использовать малоподвижные составы марки П1, с усадкой конуса до 3 см. Фракция заполнителя при этом не должна превышать 3 см. Это уменьшает усадку бетона и снижает риск сползания смеси при виброуплотнении.

  • Уплотнение смеси

В процессе бетонирования повышенных сводов (отношение подъема свода к пролету более ½) возникает риск стекания смеси при ее уплотнении. Поэтому в некоторых случаях уплотнение совсем не производят, что, в свою очередь, препятствует достижению необходимой прочности. В этом случае своды следует проектировать так, чтобы они не воспринимали никаких дополнительных нагрузок за исключением собственного веса.

  • Установка опалубки

Если при заливке сводов небольших и средних размеров допустимо устанавливать опалубку только снизу, то в процессе бетонирования свода большого диаметра необходимо использовать двустороннюю опалубку во избежание сползания бетонной смеси при уплотнении. При этом верхнюю опалубку нужно устанавливать непосредственно по ходу бетонирования отдельными щитами.

Технология торкретирования при строительстве храмов

Несмотря на очевидные преимущества, традиционное бетонирование имеет и свои недостатки. Оно предполагает применение опалубки, и при заливке сводов возникает проблема, связанная с уплотнением бетонной смеси. Помимо этого, требуется дополнительное рабочее время на монтаж и демонтаж опалубки, что также влияет на себестоимость и скорость реализации объектов.

Несовершенство традиционного бетонирования способствовало развитию новых способов нанесения бетонной смеси, что привело к развитию технологии торкретирования. Торкретирование – это нанесение цементного раствора на поверхность или каркас из арматуры под давлением (0,5 МПа) с помощью специального оборудования. Рассмотрим преимущества это способа подробнее.

  • Высокая прочность

Бетонная смесь поступает с высокой скоростью (100-200 м/сек), что способствует максимальному уплотнению и позволяет получить прочную поверхность, устойчивую к внешним воздействиям:

- коэффициент водопоглощения (менее 2%)

- морозостойкость (от F300 и более)

- прочность на сжатие 40-70 МПа, на растяжение до 70 МПа, на изгиб более 11 МПа

- водопроницаемость не менее W4-W12

  • Высокое качество реставрационных работ

Технология торкретирования позволяет довести мелкие частицы смеси до состояния дисперсной фазы что, наряду с высокой скоростью набрызга (до 200 м/сек), существенно повышает адгезию. Такая техника нанесения полностью заполняет пустоты, трещины, выбоины, выравнивает поверхность и препятствует ее дальнейшему разрушению.

  • Укладка без использования традиционной опалубки

Установка армирующей сетки и послойное нанесение торкрет-бетона позволяет обойтись без опалубки, что дает возможность создавать поверхности даже самой сложной конфигурации в кратчайшие сроки (выпуклые, вогнутые, чаши, арки).

  • Высокая маневренность

Оборудование для торкретирования позволяет подавать смеси на большие расстояния, что делает возможным бетонирование в труднодоступных местах. Это существенно ускоряет и облегчает строительные работы.

  • Проведение финишной отделки

Торкретирование решает не только задачи по созданию сводов и стен, но и позволяет выполнять финишную отделку – создавать «мокрые» фасады различных оттенков и фактур.

К недостаткам метода торкретирования можно отнести высокие требования к специалистам и сложность технологии приготовления торкрет бетона, требующей знаний различных нюансов и строгого соблюдения регламентов производства. Нарушение методики отрицательно сказывается на адгезии и прочностных характеристиках.

Перед нанесением бетонной смеси необходимо тщательно очистить поверхность от органических соединений, штукатурки, а арматуру – от ржавчины. Непосредственно перед торкретированием поверхность смачивают. Размер частиц щебня или каменной крошки не должен превышать 8 мм при влажном и 25 мм при сухом нанесении. В зависимости от погодных условий и поставленных задач в смесь добавляют ускорители/ замедлители твердения, пластификаторы, морозостойкие добавки. Смесь должна быть использована не позднее, чем через 3 часа с момента приготовления.

Существенно увеличить прочность торкрет бетона позволяет добавление элементов для дисперсного армирования. Для этих целей мы используем щелочестойкое стекловолокно. Равномерно распределяясь в массе смеси по всем направлениям, стеклофибра создает прочные связи между компонентами. При этом важно иметь в виду, что превышение количества вводимой в смесь фибры (более 5%) приводит к обратному эффекту – появлению рыхлости и снижению прочности.

Материалы для декора фасадов современных храмов

При возведении православных храмов все чаще используются технологичные и экономически выгодные материалы для декора фасадов. Они позволяют сократить затраты на строительство: уменьшить себестоимость и сроки производства, а также упростить процесс монтажа.

  • Стеклофибробетон (СФБ)

СФБ – композитный материал на основе цемента, кварцевого песка, наполнителей в виде гравия или каменной крошки и щелочестойкого стекловолокна. Наполнители придают материалу фактуру натурального камня, а стекловолокно армирует смесь по всем направлениям, создавая прочный каркас. Применение пластификаторов и минеральных добавок позволяет достичь прочности и долговечности, схожих с показателями натурального камня, и даже превысить их (предел прочности на растяжение при изгибе 20-30 МПа, предел упругости 7-11 МПа, прочность при сжатии 50-80 МПа, срок службы 50-80 лет и более). Изготовление форм для последующей заливки изделий позволяет тиражировать фасадные изделия, что во много раз ускоряет сроки производства. Фрезеровка изделий на современных станках с ЧПУ создает широкие возможности получения узоров и орнаментов любой сложности и создания имитации натуральной кладки. Для придания максимальной достоверности изделия окрашивают в массе, что позволяет получать естественные природные оттенки. 

Еще один экономически значимый параметр изделий из стеклофибробетона – пустотелость декора. Толщина стенок варьируется от 6 до 50 мм, что в разы уменьшает вес изделий из СФБ по сравнению с декором из натурального камня. Это, в свою очередь, существенно влияет на стоимость объекта в целом: сравнительно небольшой вес, во-первых, не требует чрезмерной прочности несущих конструкций, а во-вторых, значительно облегчает процесс монтажа. Подробнее о стеклофибробетоне вы можете прочитать в этой статье.

Из стеклофибробетона наша компания реализовала фасады культурно-выставочного центра и звонницы храмового комплекса на «Спартаке» по адресу Москва, Волоколамское шоссе, владение 67. При взгляде на эти объекты создается ощущение, что они выполнены из природного камня. Сложные элементы декора с нанесенными на станках с ЧПУ узорами практически невозможно отличить от натуральных материалов.

Второй, крайне значимый для всей страны объект, реализованный нами – Галерея памяти Главного храма Вооруженных сил РФ, Московская область, Одинцовский городской округ, парк «Патриот». На фасады зданий было смонтировано около 20 тыс. м2 декоративных изделий из СФБ со сложным орнаментом на навесной подсистеме. Надписи из композитных материалов монтировались на фасады на протяжении 1418 шагов, что равняется количеству дней Великой Отечественной войны.

Среди других объектов религиозного значения, выполненных нами из стеклофибробетона, можно выделить Покровский монастырь в Хотьково (реконструкция капителей), церковь в Боголюбово (декор на барабан луковки), Серафимовский храм в Щелково (реставрация), звонницу Серафимо-Саровской церкви в Щелково, гостиницу миссионерско-паломнического центра в Саранске (декор фасадов).

  • Архитектурный бетон

В состав архбетона, также как и СФБ, входят цемент, песок, минеральные наполнители, модифицирующие добавки и армирующие волокна. Прочностные характеристики архбетона приближены к стеклофибробетону или могут быть ниже в зависимости от состава наполнителей и армирующих волокон. Толщина стенок изделий из архитектурного бетона несколько больше, чем у декора из СФБ – от 50 до 100 мм, что следует иметь в виду при расчете нагрузок на несущие конструкции. Архитектурный бетон позволяет имитировать камень, дерево, металл, кирпичную или каменную кладку. Подробнее об архитектурном бетоне вы можете прочитать здесь.

  • Полистиролбетон (ПСБ)

В состав ПСБ помимо основных составляющих входят полистирольные гранулы. Пористый заполнитель позволяет в 3 и более раза снизить плотность материала и, соответственно, вес изделия. В зависимости от требуемых характеристик, изделия из ПСБ могут быть как пустотелыми, так и полнотелыми. К минусам можно отнести менее высокие прочностные характеристики и, как следствие, меньший срок службы (50-60 лет). Основные плюсы данного материала – низкая нагрузка на фундамент и стены и более низкая стоимость по сравнению с СФБ и архбетоном. Подробности о полистиролбетоне в этой статье.

Декор храмов из полистиролбетона в последнее время встречается все чаще, что говорит о хорошем соотношении цена-качество. Наш декор из ПСБ можно увидеть на храме иконы Божией матери Неупиваемая чаша в поселке Литвиново, Щелковского района.

  • Пенополистирол (пенопласт, ПСБ-С)

Пенополистирол представляет собой ячеистую структуру, на 98% состоящую из воздуха. Декоративные изделия из пенопласта крайне легкие, и не создают нагрузки на несущие конструкции здания. Станки с программным управлением и фрезерные станки ЧПУ позволяют изготавливать изделия из пенополистирола в кратчайшие сроки. Но помимо явных преимуществ этот материал обладает одним существенным недостатком – невысокими показателями прочности. Повысить прочность позволяют мастичные и полимерцементные покрытия. При этом изделия из ПСБ-С обязательно должны быть защищены от снега и дождя нависающими конструкциями кровли. Подробнее о пенополистироле в этой статье.

Исходя из вышеперечисленных особенностей материалов, хорошо зарекомендовали себя комбинированные фасады, например, сочетание высокопрочного стеклофибробетона в местах, подвергающихся воздействию условий внешней среды, и пенополистирола в участках, защищенных от осадков. Из СФБ и ПСБ-С наша компания выполнила архитектурный декор фасада гостиницы миссионерско-паломнического центра в Иоанно-Богословском Макаровском мужском монастыре, город Саранск.

Архитектурная композиция и декоративные элементы храмов

Чаще всего православный храм состоит из трех частей: алтаря, помещения для молящихся и притвора. Храмовая архитектура тесно связана с символикой богослужения, и трехчастная структура храма соответствует триединству Бога.

Отличительной чертой православного храма является венчание его крестом, ориентация алтаря на восток, приподнятость храма над землей, а алтаря – над храмом. Планировочное решение здания может быть крестообразным, продолговатым, круглым или восьмиугольным, что соответственно олицетворяет Крест, образ «корабля», бесконечность пространства и Вифлиемскую звезду.

Часовня – это молитвенное сооружение без алтаря. Она может быть стоящей отдельно, встроенной, пристроенной; чаще всего является частью храмового комплекса, но иногда бывает в виде самостоятельного объекта. Часовня, как и храм, венчается главой с крестом.

 

Таблица 1. Основные архитектурные элементы храма

Наименование Описание Функции Особенности
Апсида Полукруглый или многоугольный выступ храма Место размещения алтаря Апсида ниже по высоте, чем основная часть здания. Иногда в храме не одна, а несколько апсид. Апсиды обычно расположены с восточной стороны
Аркатурный пояс Декоративные арки, наложенные на поверхность стены Обеспечивает членение фасада Опираются на консоли, пилястры, колонны, кронштейны
Барабан Верхняя часть храма в виде круга или многоугольника в сечении, на барабане располагается купол Несет купол, увенчивающий здание. Купол вместе с барабаном образует главу Бывает световым (содержит узкие вертикальные окна для естественного освещения) и глухим (без окон)
Закомары Своды, завершающие участки стены Обеспечивают членение фасада Повторяют формы сводчатых перекрытий. Форма закомар обычно полукруглая или килевидная
Кокошники, или «ложные закомары» Своды полукруглой или килевидной формы Декоративная, характерны для древнерусского стиля 12-19 веков Не являются признаком наличия в храме сводчатых перекрытий. Могут располагаться в несколько ярусов
Колонна Элемент цилиндрической или граненой формы. Состоит из капители, ствола и базы Декоративная или опорная функция, формирует вертикальное членение фасада В полном ордере к колонне добавляется пьедестал
Полуколонна Вертикальный выступ стены Декоративная, формирует вертикальное членение фасада Выступает из плоскости стены наполовину и более
Пилястра Вертикальный выступ стены, прямоугольный в сечении Декоративная, формирует вертикальное членение фасада Выступает из плоскости стены не более чем на 25-30%
Капитель Элемент, завершающий колонну или пилястру Декоративная, украшает колонну Соответствует одному из ордеров – дорическому, ионическому, тосканскому, коринфскому, композитному
Прясло Участок стены, находящийся между двумя вертикальными выступами. Обычно венчается закомарой Создает визуальный объем Украшается орнаментом, розеткой, карнизом
Фриз Декоративный горизонтальный пояс Декоративная, формирует горизонтальное членение фасада Содержит сюжеты, орнаменты, которые представлены в виде росписи или рельефа
Наличник Обрамление дверного или оконного проема Декоративная, придают визуальный объем проемам Несут в себе определенную символику
Фронтон Полукруглое, треугольное или сложной формы завершение фасада, карниза или наличника Декоративная, формирует объем и целостность композиции Располагается над главным входом, окном, дверью.
Паперть Площадка перед входом в притвор храма Несет символический духовный смысл, подчеркивает оторванность храма от земли Находится выше уровня земли и окружена ступенями. Может быть крытой или открытой
Притвор Помещение перед входом в основную часть храма Несет символический духовный смысл, отделяет вход от основной части здания Отделен стеной от основной части храма или представляет собой часть общего помещения. Обычно располагается с западной стороны
Придел Пристройка к храму или обособленная часть храма с дополнительным алтарем Приделы позволяют проводить более одной Литургии в день. Каждый придел посвящен какому-либо Небесному Лицу или событию В храме может быть много приделов, каждый из которых венчает отдельный купол

В православии традиционно строят храмы по типу крестово-купольной системы. В зависимости от конфигурации и размеров храма, а также используемых при строительстве материалов существуют разные модификации конструктивных решений на основе крестово-купольной системы.

 

Таблица 2. Основные виды конструктивных решений храмов

Объекты Варианты
Нефы, количество 1,3,5 и более
Столпы, количество

Бесстолпный

4-х столпный

6-ти и более столпный

План, структура

Двухчастная (алтарь и храм)

Трехчастная (алтарь, храм, притвор)

Форма

Крестовая

Квадратная

Прямоугольная

Круглая

Восьмиугольная

Приделы, расположение

Непосредственно в храме

В трапезной части храма

В виде пристроек

Звонница (колокольня), расположение

Стоит отдельно

В виде пристройки

В виде надстройки

Встроена в барабан главы

Алтарь, расположение

Встроен

Пристроен

Кровельное покрытие, форма

Купольная

Шатровая

Позакомарная

Щипцовая

Ярусная

Главы, количество 1, 3, 5 и более
Ярусы, количество

1 этаж

1 этаж со стилобатом (цокольный этаж)

2 этажа

 

Тенденции храмовой архитектуры

В храмовой архитектуре 20-21 века существует две тенденции: одна направлена на сохранение традиций и базируется на классических законах церковного строительства, а вторая ведет к изменению облика религиозных строений. Европейские архитекторы более тяготеют к новаторским решениям, барочные и готические формы традиционной архитектуры все чаще замещаются минималистическими конструкциями. Отчасти это происходит вследствие появления новых технологий и материалов, позволяющих создавать новаторские объекты.

Характерный пример – католическая церковь Нотр-Дам-дю-Роншан Ле Корбюзье рядом с Парижем, выполненная из бетона. С одной стороны, сдержанность, строгость, простота формы и внутреннего пространства способствует глубокому эмоциональному переживанию, а с другой стороны такая архитектура посягает на сложившиеся веками устои православного общества, что вызывает негативную реакцию у многих верующих. Причем, тенденция минимализма наблюдается не только в Европе, но и в странах восточной Азии. Японский архитектор Тадао Андо создал Церковь Света. Основной материал – тоже бетон, в церкви также религиозное пространство реализовано через простоту формы.

В России придерживаются традиционных устоев, когда декоративные элементы по-прежнему несут смысловую нагрузку. Изменяются технологии и материалы в пользу оперативности и экономичности, но внешний облик церковных зданий подчиняется классической символике.

На наш взгляд внешность храма должна быть выражением его конструктивной, канонической и типологической сущности. Задача церковного архитектора – выразить красоту через гармонию форм с учетом практичности, функциональности и каноничности. Важно найти баланс между двумя крайностями – стилизаторством, то есть, простым копированием традиционных форм без учета переосмысления прошлого опыта, и полным отверганием традиции в угоду новаторства и экспериментов.

Заключение

Использование современных материалов и технологий при возведении храмов позволяет в разы ускорить строительство и снизить его стоимость. Монолитный железобетон и торкретирование бетона открывают широкие возможности для повышения вместимости храмов и создания вариативности внутреннего пространства. Однако, достигнув высоких темпов строительства и получив возможность реализовывать храмы практически любых размеров и форм, не следует забывать о традициях, на которых держится национальное самосознание и духовная культура нашего общества.

Есть идеи? Мы реализуем!

Напишите нам и мы поможем с самыми дерзкими идеями